Статья:

"Воплощение материально-бытовой культуры белорусского народа в жанре натюрморта"

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Анейко С.И. "Воплощение материально-бытовой культуры белорусского народа в жанре натюрморта" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

"Воплощение материально-бытовой культуры белорусского народа в жанре натюрморта"

Анейко Светлана Ивановна
магистр искусствоведения, аспирант, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск

 

The embodiment of material culture of the Belarusian people in the genre of still life

 

Aneiko Svetlana

Master of Arts, graduate student, Belarusian State University of Culture and Arts, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье рассматривается жанр натюрморта в белорусской живописи. Анализируются предметы материально-бытовой культуры белорусского народа, которые являются объектами отображения в отечественном натюрморте. Выявляются подходы художников к воплощению предметной среды белорусов средствами изобразительного искусства.

Abstract. The article discusses the genre of still life in the Belarusian painting. Analyzed objects of material culture of the Belarusian people, which are objects of image in the domestic still life. Identified approaches of artists to the embodiment of the subject environment of the Belarusians by means of fine art.

 

Ключевые слова: белорусская живопись; материально-бытовая культура; натюрморт; предметная среда.

Keywords: Belarusian painting; material culture; still life; subject environment.

 

В белорусской живописи жанр натюрморта является одним из наиболее репрезентированных жанров. Среди мастеров натюрморта можно назвать Бориса Аракчеева, Гавриила Ващенко, Валериану Жолток, Алексея Марочкина, Владимира Минейко, Николая Опиока, Валентину Свентоховскую, Владимира Ходоровича, Виктора Шматова и др. Несмотря на разность стилевых и авторских индивидуальных решений жанра, художники часто отображают в своих работах предметы материально-бытовой культуры белорусов, что позволяет говорить о национальной принадлежности этих работ, об их национальном колорите. В этой связи представляется интересным выявление ключевых мотивов и образов, посредством которых художники достигают этнической идентичности. Ведь предметы этнографии белорусов в пространстве натюрморта выступают в качестве релятивов, способствующих выявлению системы художественных координат национального сознания их авторов.

Белорусские художники второй половины ХХ начала ХХI века, работающие в жанре натюрморта, активно обращаются к изображению предметов народного быта. Так, в цветочных натюрмортах В. Жолток «Цветы» (1956 г.), Б. Аракчеева «Сирень у колодца» (1956 г.), Л. Щемелева «Колокольчики» (1980 г.), Г. Ващенко «Настроение» (1999 г.), И. Рея «Бронза василькового букета» (2000 г.) не только цветы, произрастающие на территории Беларуси, но и емкости, в которых они размещены, говорят о репрезентации белорусской народной культуры. В качестве ваз для цветочных букетов художники использовали традиционную глиняную посуду белорусов: гляки, горлачи, слоики, жбаны. Вплоть до середины ХХ столетия в деревенском быту эти глиняные сосуды использовались в качестве емкостей для хранения жидких продуктов (молоко, квас, вода, масло и др.). Крупные по объему, с шарообразными туловищами, вытянутыми и зауженными горлышками народные гончарные изделия отличались высоким качеством, прочностью и были повсеместно распространены на территории Беларуси.

Помимо керамики, на цветочных натюрмортах белорусских художников можно увидеть предметы бондарского ремесла (кадки на картине «Сирень» В. Ходоровича, 2009 г.), лозоплетения (корзины – «Сирень» А. Бархаткова, 1970 г.; «Цветы в корзине» Т. Разиной, 1971 г.; «Желтые гвоздики» В. Жолток, 1985 г.), ткачества (полотенца и покрывала – «Дукорские луга» В. Свентоховской; «Осенний букет» Н. Назаренко, 1986 г.; «Сирень» В. Ходоровича, 2002 г.).

Натюрморт как жанр зачастую посвящен изображению отдельных предметов. В своих работах белорусские художники изображают тканые полотенца (рушники), скатерти, покрывала, предметы одежды. Конструктивные и колористические особенности белорусского народного текстиля, богатство орнаментальных узоров выгодно демонстрирует в своих работах художник Валериана Жолток (1919–2000 гг.). Развешанные, разложенные, задрапированные тканые и украшенные вышивкой текстильные предметы на натюрмортах «Рябина» (1973 г.), «Лен» (1975 г.), «Осень» (1976–1980 гг.), «Праздничный натюрморт» (1985 г.) выступают в качестве пестрого «ковра-фона» для цветов (см. рис. 1). При этом автор следует оригинальному цветовому решению рушников, показывает уникальность и самобытность их исполнения.  

 

Рисунок 1. «Праздничный натюрморт» В. Жолток

 

Тканые рушники являются составной частью предметного ансамбля натюрмортов Валентины Свентоховской (р. 1938 г.). Художник часто использует их для контрастного цветового сопоставления бело-красного рушника и черноглянцевой глазурованной глиняной посуды (картины «Натюрморт с калиной», 1980 г.; «Сирень», 1988 г.; «Цветы осени», 2012 г.). Для мастера очень важна точная передача орнамента традиционных белорусских рушников, которые являются для нее, скорее всего, неотъемлемым слагаемым «национального кода», также как и та информация, которая символически зашифрована в орнаменте.

Зачастую на натюрмортах В. Свентоховской можно увидеть предметы, выполненные из соломки. Так, в «Соломенном свете» (2008 г.) в едином художественном пространстве показано разнообразие предметов соломоплетения (птицы, лошадки, «пауки», цветы, корзины).

В натюрмортах белорусских художников значительное место отводится изображению изделий из керамики, выполненных народными мастерами (например, картины В. Минейко «Деревенский натюрморт» (1973 г.), А. Марочкина «Дисненская керамика» (1988 г.), Е. Батальонка «Горизонталь» (2004 г.)). Кухонные и хозяйственные предметы традиционного крестьянского обихода предстают значительными и масштабными в работах «Белорусский натюрморт» (1976 г.) и «Белорусская керамика» (1987 г.) Виктора Шматова (1936–2006 гг.). Художник выстраивает композицию своих натюрмортов, тщательно выверяя соотношение объемов и форм с помощью светотеневой моделировки образов. Тяготение В. Шматова к монохромной цветовой палитре способствует передаче многочисленных нюансов и оттенков черного, серого, коричневого цветов. Особенно это заметно в картине «Белорусский натюрморт», где главным объектом изображения является чернозадымленная керамическая посуда – жбан (сосуд в виде кувшина с крышкой), гляк (глиняный горшок с выпуклыми боками и коротким узким горлом), спарыш (глиняный сосуд из 2-х или 3-х горшков одинакового размера, скрепленных ручкой), миска). Благодаря мягко падающему свету, В. Шматову удалось показать все богатство бликов, полутонов и оттенков, в пределах черно-серой гаммы, которые образовались на поверхности кухонных предметов (см. рис. 2). В совокупности цвет и свет на «Белорусском натюрморте» способствуют созданию цельности и единства изображаемого комплекта посуды.

 

Рисунок 2. «Белорусский натюрморт» В. Шматова

 

Бондарские изделия белорусов, выполненные из дерева (бочки и кадки для солений и маринадов, ведра и ковши для воды, кухонная посуда и деревянные ложки, прялки и др.) также широко представлены на натюрмортах белорусских художников. Так, в «Полесском натюрморте» (1973 г.) художник В. Минейко изобразил предметы, связанные с водой (ведро, ковш, кадка). Значительное место бытовые предметы народной культуры занимают в творчестве художника Николая Опиока (р. 1935 г.). В его работах «Маслобойка» (1977 г.), «Натюрморт с решетом» (1980 г.), «Натюрморт с прялкой» (1982 г.) и ряде других обыденные предметы домашнего быта белорусского крестьянина приобретают вневременной характер. Для этого художник выбирает нейтральные, чаще всего темные фоны, концентрируясь на показе простоты и обыденности бытовых крестьянских вещей. Основную роль в его натюрмортах играют световые нюансы, подчеркивающие фактуру дерева, из которого выполнены изображаемые предметы быта.

Обязательной составляющей быта белорусов были плетеные изделия из соломы, лозы и лыка. Гавриил Ващенко (1928–2014 гг.) в своем натюрморте «Шияны» (1971 г.) удачно передал фактуру плетеных из лозы коробов для хранения зерна, муки (см. рис. 3). Коричнево-охристый колорит картины не только выгодно подчеркивает цвет материала коробов, но и их простоту, приземленность. Заниженная линия горизонта на картине способствует монументализации коробов, дает возможность художнику подчеркнуть их форму, глубину и вместительность, ведь в них обычно хранилось основное богатство крестьянина – зерно.

 

Рисунок 3. «Шияны» Г. Ващенко

 

Таким образом, в творчестве ряда белорусских художников жанр натюрморта обнаружил возможности воплощения и передачи богатства художественно-материальной народной культуры белорусов. В натюрмортах разных лет мы находим изображение изделий традиционных ремесел – гончарства, ткачества, вышивки, бондарства, соломо- и лозоплетения. Белорусские художники тщательно воссоздают на полотнах разнообразие форм предметов быта, передают фактуру материалов (дерево, солома, лоза, глина, текстиль), с вниманием относятся к колористическому и цветовому решению предметов отображения в целом и их деталей, в особенности; показывают их в среде бытования.