Статья:

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КИНЕТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Аль С.А. РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КИНЕТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КИНЕТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аль Саади Алла
преподаватель РЯ, кафедра русского языка, факультет языков, Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

THE ROLE OF NON-VERBAL KINETIC COMMUNICATION IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGNERS

 

Al Saadi Alaa Shanan

Lecturer, Department of Russian, College of Languages, University of Baghdad, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. В статье рассматривается роль невербального кинетического общения при обучении иностранцев русскому языку и важность использования языка тела как метода обучения русскому языку. Знание этикета, культуры и поведения российского общества помогает иностранным студентам освоить русский язык. Процесс общения не всегда вербальный и явный. Он может быть кинетическим, жестовым, внутренне эмоциональным и иногда проявляется в каких-то чувствах или поведении. Невербальный язык — это процесс общения между людьми посредством отправки и получения сообщений без слов. Эти сообщения могут передаваться с помощью языка тела: мимики, прикосновений,  зрительного контакта и другие.

Abstract. The article discusses the role of non-verbal kinetic communication in teaching Russian to foreigners and the importance of using body language as a method of teaching Russian. Knowledge of etiquette, culture and behavior of Russian society helps foreign students master Russian. The process of communication is not always verbal and obvious. It can be kinetic, gestural, internally emotional and sometimes manifests itself in some feelings or behavior. Non-verbal language is the process of communication between people by sending and receiving messages without words. These messages can be conveyed through body language: facial expressions, touch, eye contact.

 

Ключевые слова: невербальное общение, этнография, невербальные кинетические средства, язык тела.

Keywords: nonverbal communication, ethnography, nonverbal kinetic means, body language.

 

Невербальное общение – это передача информации посредством языка тела, тона и высоты голоса, мимики, жестов, позы и положения в пространстве. Это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, которые кодируются и передаются такими способами, как : посредством выразительных движений тела; звуковое оформление речи; микросреда, окружающая человека, организованная таким образом; использование материальных объектов имеет символическое значение. Невербальные сообщения отличаются от вербальных тем, что они более неоднозначны, ситуативны, синтетически и спонтанны [5, с. 82].

Интерес к невербальному общению в конце 1950-х годов привел к развитию отдельной отрасли знаний, названной коммуникативной этнографией. Этногра́фия — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Она возникла из-за желания узнать, как люди изначально конструируют свой повседневный опыт, а затем расширяя области исследований путем объединения понятий из психологии, социологии, лингвистики и антропологии, для решения интерактивных отношений в современном обществе [9].

Каждая страна имеет определенные национальные особенности, которые перенимаются во время общения.

Каждый элемент невербального языка может стать единицей конвенционального соглашения и обрести контекстуальное значение, например, помахивание платочком, указательный и большой палец в кольце, приобретающие различные значения в зависимости от культуры стран. Русские использовали определенные жесты как жест защиты от опасности и сглаза, а также для отпугивания злых духов, например, трижды постучать по дереву; Сплёвывание за левое плечо; Кукиш [6, с. 26].

Кукиш – грубый жест, обозначающий сарказм, презрение и желание унизить противника. Древние римляне использовали его для изготовления амулетов, отгоняющих злых духов [7, с. 260]

Невербальная коммуникация, часто называемая невербальным поведением или языком тела, является средством передачи информации – точно так же, как идеально произнесенная речь, – за исключением того, что эта информация передается через выражение лица, жесты, прикосновения, физические движения, позу тела, внешний вид и даже через тон, интонацию и уровень общения, голос человека. Невербальное поведение составляет примерно 60-65 процентов межличностного общения.

Невербальные кинетические средства играют важную роль в процессе общения и могут быть отнесены к первому уровню языковых способностей иностранных студентов. Принимая во внимание то, что мимика и жесты не универсальны, а во многом специфичны для разных языков и разных культур.

Согласно многим исследованиям, в том числе известному исследованию, опубликованному в семидесятых годах профессором Альбертом Меграбяном, 55 % коммуникационных сигналов поступает через язык тела, 38% - от тона голоса, в то время как только 7 % коммуникационных сигналов поступают от используемых слов.В литературе отмечается более чем 20,000 описаний выражения лица. Учёный провел серию экспериментов и выяснил, что человек говорит в среднем всего около 10-11 минут в день, а каждое предложение звучит около 2,5 секунд. По его подсчетам, вербальная коммуникация занимает менее 35 % общения, а более 65 % информации передается с помощью жестов и других невербальных средств [8, с. 39].

Выготский Лев Семенович был одним из выдающихся российских ученых, изучавших и использовавших невербальную коммуникацию в преподавании. Он известен своей теорией культурно-исторической эволюции. Выготский подчеркивал важность общения, в том числе невербального, для передачи знаний и обучения. В книге «Мышление и речь» он обсуждает, как язык и мышление развиваются посредством социального взаимодействия, и отмечает роль невербальных сигналов в общении и обучении [2].

Овладение невербальными средствами общения на иностранном языке приближает обучающегося к полноценному коммуникативному акту, поскольку человек не может говорить без физических средств выражения: жестов, мимики. Таким образом, при изучении языка важную роль играет не только знание словарного запаса, но и овладение всеми компонентами полноценного общения в речи: интонацией, жестами, мимикой носителей того или иного языка. Примеры универсальных средств общения: барабанить пальцами по столу – признак нетерпения, поднести палец ко рту – значит прекратить речь, а наклонить голову – значит быть внимательным во время разговора. Расширение зрачков означает интерес и удивление. Поднятая рука или палец означает желание заговорить или спросить разрешения, поднятие плеч – напряжение и т.д. [3, с. 18].

В разных культурах можно заметить разное отношение к позе (глубокий поклон), у европейцев это знак униженности, а в Японии – знак смирения, поклонения, уважения к другому человеку, а у арабов-мусульман есть два вида поклонов: коленопреклонение и земной поклон. Саджда – это простирание только перед Богом, совершается в направлении Аль-Кабату ль-Мушаррафа в Мекке и совершается во время ежедневных молитв. У русских поясной поклон означал уважение и одобрение. Многие христианские конфессии преклоняются при упоминании имени Иисуса, и чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом [1].

Стоит помнить, что жесты также, могут иметь разное значение в разных культурах. Таким образом, жест «палец к виску» у арабов и немцев, русских означает, что человек, о котором они говорят, несколько не в своем уме. Во Франции этот жест считается описывающим тупого человека, а в Голландии, наоборот, для умного человека.

Невербальная коммуникация имеет большое значение в развитии навыков устной речи и аудирования у иностранных студентов, изучающих русский язык, в том числе:

1. Развивает у учащихся навыки аудирования и разговорной речи и делает их более внимательными к собеседнику.

2. Повышает способность учащихся обращать внимание и сосредотачиваться на внешнем мире.

3. Невербальная коммуникация важна для студентов, потому что она дает им информацию о ситуации, в том числе о том, что может чувствовать человек.

4. Выражение лица человека часто является первым, что мы видим, и первым, что мы чувствуем, еще до того, как он произносит какое-либо слово, поскольку форма лица очень четкая в случаях счастья или гнева, поэтому мимика отвечает за большую часть невербального взаимодействия, а также за то, как человек реагирует на слова.

Есть также выражения лица, которые выражают печаль или страх и являются очевидными, и эти чувства схожи во всех странах мира.

Невербальные кинетические средства

Язык тела — это наука под названием кинесика, которая изучает невербальные коммуникативные сигналы. Она основана на изучении символических эпизодов движений разных частей тела и поз.

Кроме того, язык тела может включать и несигнальные движения, такие как поза, походка, жесты ног и головы, мимика и т. д.

Чем активнее язык тела учителя в классе, тем более активными и заинтересованными будут себя чувствовать ученики. Поэтому каждому учителю крайне важно учить сильному языку тела.

Когда мы смотрим на людей, первое, что мы замечаем в них, — это язык их тела. Если у кого-то закрытый язык тела, например, отсутствие улыбки на лице или расслабленная поза тела, у нас создается впечатление, что этот человек недружелюбен.

В результате мы начинаем чувствовать себя некомфортно. Это означает, что наш язык тела влияет на наши отношения с другими. Если у вас открытый и непринужденный язык тела, ваши ученики будут воспринимать вас как дружелюбного и любящего человека.

Лицо человека – это мощный коммуникативный инструмент, который может влиять на психологический климат студенческой аудитории. Если оно отражает спокойствие и уверенность в себе, это помогает создать позитивную атмосферу в аудитории.

Использование улыбки и других видов мимики помогает студентам почувствовать себя более желанными гостями и поддерживает в них мотивацию к активному участию в занятиях.

Мимика преподавателя – важный инструмент для установления эмоциональной связи со студентами, помогающий создать позитивную и продуктивную учебную атмосферу. Хотя во многих ситуациях мимика менее информативна, поскольку мы можем контролировать свои эмоции, язык тела часто показывает эмоции, которые учитель хочет скрыть [10, с. 11].

Как использовать язык тела в образовании:

1. Зрительный контакт — важная часть невербального общения людей и один из лучших способов установить связь с учениками и удерживать их внимание. Постарайтесь поддерживать зрительный контакт с одним учеником в течение 15–30 секунд, прежде чем переходить к другому. Это дает ученикам ощущение, что вы говорите напрямую с ними, что повышает их интерес и заставляет их чувствовать себя замеченными и важными. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении.

2. Жесты повышают вовлеченность учащихся в урок. Использование визуально привлекательных жестов улучшает запоминание, поскольку невербальные сигналы связывают вербальную информацию с осязаемыми показателями, которые легко запомнить.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведёт на него услышанное ещё до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата [4, с. 416].

3. Держите руки открытыми — выражает приглашение и открытость. Это поощряет мозговой штурм, привлекает внимание учеников к вам, заставляя их охотнее слушать и участвовать.

4. Улыбка — самый важный инструмент в общении с учениками. Студенты лучше взаимодействуют с преподавателями, которые демонстрируют свою страсть к преподаванию. Улыбка усиливает чувство комфорта и желание учиться.

5. Примите позу для размышления. Поднимите подбородок, наклоните голову. Это послужит сигналом для ученика, на которого вы смотрите, задуматься над вопросом. Это побуждает к любопытству.

Вывод. Использование языка тела улучшает обучение учащихся, облегчает им изучение материала, помогает им понимать сложные концепции и способствует лучшему запоминанию информации, чем при использовании слов устно.

Использование языка тела стимулирует интерес учащихся и повышает их желание общаться, а также пробуждает у них интерес к предмету изучения.

Использование языка тела повышает эффективность, осведомленность, заинтересованность и уверенность в себе преподавателей, позволяет им понимать учащихся, передавать им информацию и упрощать ее, а также может использоваться в качестве средства коммуникации для отправки сложных сообщений.

Умение «читать» жесты и мимику собеседника – очень полезный навык. Уделив немного внимания, вы откроете дополнительный канал для восприятия ценной информации. Это поможет решить или предотвратить многие проблемы в общении.

Выражение лица, жесты, тон голоса и другие невербальные сигналы могут передавать эмоции человека даже без его преднамеренных усилий. Иногда невербальные выражения могут противоречить словам. Человек может заявлять, что все хорошо, но его глаза могут выражать печаль.

Необходимо подготовить руководство по использованию и применению языка тела в образовании.

 

Список литературы:
1. Вопросы священнику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravoslavie.ru. (дата обращения: 15.09.2024). 
2. Выготский Л.С. Мышление и речь (сборник). – М.: Изд-во АСТ, 2013. – 794 с.
3. Галичев А.И. Сопоставительное описание некоторых элементов кинесики и проксемики носителей немецкого и русского языков // Перевод и проблемы сопоставительного изучения языков (ред. В.М. Нечаева). – М.: Просвещение, 2005.
4. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Невербальное общение // Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
6. Левкиевская Е.Е. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. – М.: Институт славяноведения РАН, 2004. 
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
8. Перминова Ю.В. Семиотическая многогранность невербального поведения // Вестник Московского государственного университета. – Серия: Лингвистика. – 2010. – № 4.  
9. Прохоров. А. М. Большой энциклопедический словарь. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.; СПб., 2000.  
10. Сюй М. Невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному // Litera. – 2021. – № 9.