РОЛЬ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПАМЯТНИКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА
Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
РОЛЬ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПАМЯТНИКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА
THE ROLE OF EPIGRAPHIC TEXTS IN THE ARTISTIC COMPOSITION OF RELIGIOUS MONUMENTS OF AZERBAIJAN
Sabina Tutayuk
Lecture at the Department of Painting and Pedagogy of Fine Arts, Azerbaijan State Academy of Fine Arts, Azerbaijan, Baku
Аннотация. Эпиграфические тексты подобны визитной-идентификационной карточке архитектурных сооружений. Конечно, все, что написано на этой карточке, отражает реальность. Надписи, высеченные на камне как образцы эпиграфического письма, могут отразить все этапы мировой цивилизации на протяжении всего исторического развития общества, в более точных архитектурных памятниках. Религиозные архитектурные сооружения с эпиграфическим письмом могут вобрать в себя мусульманскую культуру, а также древнюю культуру и художественные традиции различных народов. При рассмотрении эпиграфических композиций в системе декора памятников религиозной архитектуры стало ясно, что исследование эпиграфических памятников имеет большое значение с точки зрения изучения культуры и истории искусства Азербайджана.
Abstract. The epigraphic texts play as the role of the identity cards of the architectural buildings. Of course, everything written on this identification card reflects reality. Inscriptions, that is, writings engraved on stone as examples of epigraphic writing, can reflect all stages of world civilization in more accurate architectural monuments throughout the historical development of the society. Religious architectural buildings with epigraphic writing can incorporate Muslim culture, as well as the ancient culture and artistic traditions of various nations. Investigating the epigraphic compositions in the decor system of religious architectural monuments, it became clear that the study of epigraphic monuments is of great importance in terms of studying our culture and art history.
Ключевые слова: Азербайджан, религия, памятник, орнамент, эпиграфический текст.
Keywords: Azerbaijan, religion, monument, ornament, epigraphic text.
Комплексное и всестороннее исследование синтеза системы декора с эпиграфикой памятников религиозной архитектуры Азербайджана является одной из актуальных задач искусствоведения. Особая роль надписей (т.е. китабе – вид эпиграфического орнамента, панель с арабской графикой) в изучении внутреннего и внешнего убранства – интерьера и экстерьера памятников архитектуры неоспорима.
При изучении образцов эпиграфического текста в декоре памятников культовой-религиозной архитектуры большое значение имеют сохранившиеся до нашего времени немногие албанские храмы и исламские культовые сооружения - мечети, гробницы.
В резьбе по камню широко использовались не только узоры и изображения, но и художественные надписи. Если в зороастрийских и христианских культовых сооружениях эпиграфические надписи размещались в интерьерах памятников архитектуры, то в отличие от них, в исламских культовых сооружениях надписи религиозно-философского содержания встречаются во внешних частях - экстерьерах памятников архитектуры [6].
После основания и развития Арабского халифата в VIII-XV веках, главные принципы этого государства стали утверждаться на основе Священного Корана. После этого периода аяты Корана стали замечаться во всех областях мусульманского искусства, как в архитектуре, так и во всех областях декоративно-прикладного искусства. Религиозные архитектурные сооружения – яркое тому подтверждение. Для отражения священных аятов Корана в интерьере и экстерьере этих религиозных зданий, а также в надписях китабе использовалось каллиграфическое искусство.
Надписи, выгравированные на камне или других изделиях с использованием различных видов художественного письма, создаются с помощью каллиграфии, которая является отраслью декоративно-прикладного искусства. Каллиграфия – практический художественный продукт декоративно-прикладного искусства. Искусство каллиграфии является важнейшей отраслью Исламского искусства и высоко ценится экспертами. Каллиграфы использовали свои знания и уровень применения этих знаний на практике, чтобы сначала разместить рисунок любого письма на плоской поверхности. Затем размещают снизу вверх, зрительно применяя перспективу расположения письма, и этим они могут показать одновременно и пространство. Основным средством выразительности каллиграфии является четкое определение света и краевых линий. Декоративность композиции обусловлена единством плавных линий, образующих обрабатываемые орнаменты и каллиграфии [3, 117с.].
Как и в большинстве исламских стран, религиозные памятники архитектуры в Азербайджане имеют схожие и разные стилистические особенности, декоративные элементы разной структуры на поверхности, эпиграфические надписи. Все перечисленное и их обогащение другими архитектурными решениями, являются особенно важными частями культовых архитектурных сооружений. Несмотря на тщательное исследование столь величественных сооружений, всегда возникает необходимость в изучении с разных ракурсов. В каждый период развития мировой архитектуры, архитектурные памятники Азербайджана, в особенности художественное оформление культовых сооружений отличались глубокой классической композицией и интересными стилями [1, с.84].
Для оформления прямых кирпичных орнаментов в эпиграфике культовых сооружений XI-XIII веков требовалось правильное использование геометрических правил. В таком случае созданный декор мог бы привлечь людей своим великолепием. Поэтому в убранстве мечетей особенно подчеркивается куфическое письмо в кирпичных постройках и возможность размещения высокодекоративной структуры. Куфическое письмо, входящее в ряд геометрических узоров, играла уникальную роль в художественно-архитектурном решении религиозно-культовых сооружений, а также имела важное значение в обучении их идейного содержания.
Образцы эпиграфики были неотъемлемой частью художественного оформления многочисленных памятников религиозно-культовой архитектуры, сооруженных в различных регионах Азербайджана в XVII-XXI веках. В этих надписях-китабе мы также находим дату возведения памятника архитектуры, имя человека, построившего религиозное сооружение, или архитектора, построившего его, и слова, прославляющие исламскую религию, взятые из Священного Корана.
Эпиграфические надписи не указывают ни на дату постройки отдельного памятника архитектуры, ни на того, кто его заказал, ни на политическую и экономическую ситуацию того времени, а скорее выступают образцом декоративно-прикладного искусства. В этом плане надписи-китабе могут рассказать о великой истории с очень компактным изображением. Они также отличаются от других видов письма четкостью информации, стилем письма и художественным оформлением [5, 228 с. ]. Это различие не только дает людям историческую информацию, но и оказывает на них глубокое психологическое и эстетическое воздействие. Если уделять этим надписям больше внимания, то можно почувствовать энергию мастера, построившего памятник, или, если эта надпись есть на медном изделии, энергию медника. В то же время посредством эпиграфических надписей и наскальных рисунков и изображений также можно определить исторические и политические события, сложившиеся отношения между народами и другую информацию. Когда мы говорим об эпиграфике, прежде всего, на ум приходит наука, которая помогает нам оценить нашу историю и наше прошлое в целом. Эта наука выявляет древние надписи на камне, мраморе, дереве, стекле, кости, керамике, медных и глиняных изделиях. Слово эпиграфика понимается также как надпись-китабе. Этот исторический факт начался со времени появления письменности и до сегодняшнего дня претерпел различный путь усовершенствования. Формирование надписей-китабе как самостоятельный вид искусства относится к середине XIX века.
По сведениям, содержащимся в надписях-китабе, в которых указывается дата строительства памятников, построенных в средние века, их заказчик, архитектор и т.д. была получена ценная информация, уточнено назначение памятников. По упомянутым в надписях-китабе титулам и эпитетам можно было изучить сложную структуру феодального общества в Азербайджане, место и роль отдельных личностей в общественно-политической жизни страны.
В качестве сопоставительного сравнения можно также отметить, что помимо религиозных надписей на памятниках архитектуры, особенно на надгробиях, также встречаются стихотворные произведения и небольшие образцы поэзии, в которых наблюдается сильное влияние исламской религии. Эти надписи, тексты которых совпадают с различными образцами восточной поэзии, еще раз подтверждают, что художники-мастера, создавшие столь прекрасные памятники, были мастерами своего дела, а также знали арабский и персидский языки и были знакомы с восточной поэзией. С помощью стихов, дошедших до нас в надписях, можно осветить литературные и культурные связи Азербайджана со странами Востока и высказать о них определенные мнения.
Среди религиозно-культовых сооружений с эпиграфическими текстами выделяются мечети Бибиэйбат, Мир Мовсум Ага и Гейдар. Все три религиозно-культовых здания имеют декоративные элементы, художественные оформления, внутреннее и внешнее, интерьер и экстерьерное оформление, а также незаменимые надписи-китабе. Надписи-китабе, завершающие это оформление, словно приносят информацию из истории религиозно-культового сооружения, его художественного решения, а также из загадочного мира, который не каждому дано увидеть. Возможно, с этой точки зрения подобные эпиграфические надписи специалисты называют «идентификационной картой» здания. Подобно тому, как информация в идентификационной карте рассказывает о судьбе человека, также надписи по-разному отражают судьбу здания. Эпиграфические надписи объединяются в единство и повышают ценность архитектурного произведения. В отделке мечетей Бибиэйбат и Мир Мовсум Ага, а также мечети Гейдар были применены письмена куфи, насх, рейхани, сульс, насталик. Эти виды письма использовались в надписях на куполах и стенах почти всех трех мечетей.
Как и в религиозно-исторических постройках всех периодов, в комплексе мечети Бибиэйбат скульпторы, освоившие прежние богатые и сложные традиции орнаментальной композиции, добавили к декоративному элементу различные эпиграфические и орнаментальные мотивы. Зная об особом значении арабского алфавита для эпиграфических надписей, возможности размещения многих слов на небольшом расстоянии и возможности получения симметричных декоративных элементов из схожих по форме букв, мастера-живописцы использовали этот алфавит в декоративных целях. Как и надписи на поверхности всех религиозно-культовых построек, эпиграфические надписи на поверхности мечети Бибиэйбат написаны письмом сульс и насх.
Рассматривая декоративное убранство мечети Мир Мовсум Ага, можно увидеть слова «Халакаха би саламин аминь» («Бог создал его с миром и безопасностью»), написанные арабской вязью на ее двери.
В части надписей внутри мечети написаны арабской вязью N8-10, 11 о Маннан (О Боже Милостивый), о Султан, о Субхан (О Боже Совершенный), о Дайян (О Боже, дающий каждому по праву), о Гуфран (О Аллах Милосердный), о Аллах джалла джалалуху ва шануху азим (Бог Великий и Славный), Алиф Лам Ра Хусейн [9].
На поверхности мечети Мир Мовсум Ага высечены 51-52 аяты 68 суры аль-Калам (эти аяты обычно называют молитвой от сглаза) Священного Корана: «(О Пророк!) Воистину, неверующие готовы сразить тебя взглядами, когда они слышат Напоминание, и говорят: «Поистине, он — одержимый!». Другой образец эпиграфического письма таков: «Однако этот (Коран) – лишь напоминание мирам (людям и джиннам)! (Тот, кому оно было открыто, никогда не сможет стать одержимым!)» [9].
Еще одна интересная надпись придает особый вид интерьеру мечети: внутри гробницы позолотой на отдельных медальонах написаны 99 святых имен Аллаха. На могиле написан 18-й аят суры ат-Тауба: «Только те, кто веруют в Аллаха и Судный день, молятся и подают милостыню и не боятся никого, кроме Аллаха, могут восстановить мечети Аллаха (только действия таких людей приняты пред Аллахом). Именно они смогут найти правильный путь!»
Мечеть Гейдара, построенная в Бинагадинском районе города Баку, была открыта для общественности уже в новое время - 26 декабря 2014 года. Архитектурные особенности, дизайн декора, эпиграфические надписи и т.д. мечети Гейдара, являющейся образцом религиозно-культового архитектурного комплекса XXI века, до сих пор не были исследованы специалистами.
Эпиграфическая надпись на двери мечети Гейдара выгравирована письмом тугра. Этот тип письма известен с древних времен. Из них можно получить художественные формы письма, используя их уникальный стиль и элементы. Именно на этой основе с раннего периода создавались различные виды тугры, а за счет добавления элементов, делающих здание еще красивее своим внешним видом, достигалось великолепие художественного замысла. Известно, что тугра также использовалась в письме имени и печати многих правителей. Некоторые называли это письмо «висячими линиями», «тура», «полумесяцем» и т.д. Несмотря на разные названия, основываясь на использовании тугры, можно сказать, что каждое искусство не может охватить всю духовность измерения [1, с.84]. Это может не только проявиться в стиле сложных геометрических проектов исламской архитектуры, но и находит свое подтверждение в виде божественного единства, берущего свое начало из основных положений Священного Корана. Большими буквами на двери мечети Гейдара было выгравировано «Во имя Милосердного и Милостивого Аллаха!».
Большое внимание привлекают эпиграфические надписи, украшающие нижнюю часть арок крыльца мечети. Эти религиозные надписи придают дизайну мечети особую красоту и декоративность.
На бордюре за входной дверью мечети выгравирован исламский символ: « Во имя Милосердного и Милостивого Аллаха! Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Мухаммад - Его Посланник!!!».
Слово «Нет божества, кроме Аллаха» 24 раза повторяется куфическим письмом на колонне внутри мечети Гейдар, а сура «Ар-Рахман» из Священного Корана полностью выгравирована на круглой рамке внутри купола мечети [8].
На основе эпиграфических надписей мечетей Бибиэйбат, Мир Мовсум Ага и Гейдар, являющихся религиозными сооружениями разных периодов, можно сказать, что надписи, эпиграфические камни с надписями, памятники истории и культуры во все периоды говорили свое слово и давали фундаментальную информацию и факты об архитектуре своего времени. Из эпиграфических надписей в убранстве всех трех исследуемых культовых архитектурных сооружений видно, что в эпиграфических надписях этих построек выгравированы аяты Корана, написанные арабской вязью, и имена Аллаха.
Из сказанного можно сделать вывод, что единственной задачей художников, создававших религиозные архитектурные сооружения на протяжении всего периода, было донести до верующих великолепие ислама посредством языка камней, надписей и узоров, подтвердив единство Аллаха. Даже при таком подсознательном логическом выражении практика совместной молитвы, собраний для совершения религиозных обрядов, проведения просветительской работы путем призыва людей к единению продолжается и сейчас.
В заключение отметим, что есть веская причина в приведении этих памятников (мечети Бибиэйбат, Мир Мовсум Ага и Гейдара) в качестве примеров. Так как, со временем эти памятники и их орнаментальные части, даже их эпиграфика приходят в негодность и разрушаются. Пожалуй, каждый, кто понимает эту истину, сможет на определенном уровне защитить надписи различных типов эпиграфических памятников и каменные надписи различного характера. Также эти надписи-китабе, в основном памятники архитектуры, носят информативный характер независимо от их размера. Факты, переданные в надписях-китабе, дополняют сведения других источников и играют объективную и важную роль в решении ряда проблем истории. Именно с помощью таких надписей-китабе можно узнать выдающихся азербайджанских архитекторов и художников, имена которых многим даже не известны.