НАБОРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРКЕТ БОЛЬШОГО ЗАЛА СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ЕГО АНАЛОГИ В ДРУГИХ ДВОРЦАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
НАБОРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРКЕТ БОЛЬШОГО ЗАЛА СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ЕГО АНАЛОГИ В ДРУГИХ ДВОРЦАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ
INLAID ARTISTIC PARQUET OF THE GREAT HALL OF THE STROGANOV PALACE AND ITS ANALOGUES IN OTHER PALACES OF ST. PETERSBURG IN THE MID-18TH - FIRST HALF OF THE 19TH CENTURIES
Tatiana Nesvetailo
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается история создания, композиция и реставрация наборного художественного паркета Большого зала Строгановского дворца, а также его аналоги в других дворцах Санкт-Петербурга.
Abstract. The article examines the history of the creation, composition and restoration of the inlaid artistic parquet of the Great Hall of the Stroganov Palace, as well as its analogues in other palaces of St. Petersburg.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры, дворцы Санкт-Петербурга, история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments, palaces of St. Petersburg, the Stroganov Palace construction and restoration history.
Художественный паркет в России появился в первой трети XVII века, и мода на него сохранялась на протяжении трех столетий. Широко распространенное искусство резьбы по дереву, навыки художественной обработки и укладки пола в древнерусском зодчестве создали предпосылки для быстрого развития искусства создания художественного паркета. Паркетные полы были символом роскоши, хорошего вкуса и одним из основных элементов декора интерьеров дворцов императорской семьи и аристократических семейств, богатых промышленников и высокопоставленных чиновников.
Особенно активно паркетное ремесло стало развиваться в период строительства Санкт-Петербургских дворцов. Русские мастера осваивали новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные экзотические виды деревьев. Техника укладки паркета состояла в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных хорошо высушенных брусьев. Щит обычно состоял из основания, так называемого фундамента, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивалась фанера того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Этот метод стал впоследствии самой популярной технологией производства и настилания паркета.
Для паркета использовались деревья твердых пород: сосна, береза, дуб, которые обладают большой устойчивостью и небольшой степенью износа. Большое значение для паркетных работ имела природная окраска древесины, но применялась также ее подкраска и подкуривание. Так, например, чтобы получить клен зеленого цвета, протравливали древесину железным или медным купоросом. Такой клен называли зеленым деревом, а определенным способом обработанный амарант – фиолетовым. Для окраски светлых пород во все оттенки коричневого цвета применяли зеленую шелуху от орехов, настоянную на воде в течение 2-3 лет.
Наборный паркет изготавливался из фанеры цветного дерева толщиной от 1,5 до 0,5 сантиметра, наклеенный на щиты размером 1,42х1,42 метра и толщиной в 6,35 сантиметра. Этот размер щита был стандартным для больших помещений, а для малых мог меняться. Клепка, образующая наборный рисунок, к этим щитам приклеивалась рыбьим клеем. Работа велась исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины.
Паркетные композиции менялись в соответствии со сменой стилей и эпох. Разработкой художественных паркетов занимались все известные архитекторы XVIII – XIX веков, чьи произведения составляют золотой фонд русской архитектуры. В XVIII веке художественный паркет развивался в русле стиля русского барокко, который бытовал до 70-х годов XVIII века. Одним из ярких выразителей этого стиля был Ф.-Б. Растрелли, автор Большого зала Строгановского дворца. Стены Большого зала, как и других интерьеров Растрелли, например, в Екатерининском дворце, украшенные круглой скульптурой и горельефами, сливались в единый орнаментальный замысел, создававший характер праздничной пышности и парадности. Этому впечатлению способствовали живописный плафон и художественный паркет.
Сохранились простые и строго геометричные рисунки паркетов, проектируемых Растрелли для Екатерининского дворца. «Скромность рисунка этих паркетов еще больше подчеркивала пышное скульптурное убранство стен дворца, и только Большой (или Танцевальный) зал Екатерининского дворца имел более нарядный паркет, набранный из простого и мореного дуба, ореха и березы. Огромное поле паркета состояло из повторяющихся квадратов, расчлененных на четыре части, в углу каждого из них находились лучи, составляющие звезды, выложенные из простого и мореного дуба. Весь этот суровый и многократно повторявшийся узор на большом березовом фоне паркета обрамлен был фризом, имевшим вид кирпичей, две стороны которых были выложены простым и одна – мореным дубом, отчего рисунок казался объемным» [3, c. 26].
Рисунок 1. Рисунок паркета Большого зала Екатерининского дворца, выполненный Ф.-Б. Растрелли
Рисунки паркетов Растрелли в виде зигзагов, звезд, кирпичей, ромбов – простые, но мощные и рельефные, благодаря применению резко контрастирующих по цвету пород дерева, призваны были оттенять своей строгостью необычайную пышность декора стен и плафонов. К сожалению, эти паркеты не дошли до наших дней, в том числе и паркет Большого зала Строгановского дворца. Последователи Растрелли уже во второй половине XVIII века стали широко использовать растительные элементы в рисунке паркета. Разнообразные художественные паркеты в анфиладах дворца на Невском проспекте были созданы в XIX веке. В частности, паркетный пол Большого зала, который дошел до нашего времени, был выполнен во время очередного «ремонта» зала в середине XIX века. В нем используются новые композиционные приемы, которые существенно отличаются по своему характеру от растреллиевских.
Рисунок 2. Проект реставрации паркета Большого зала Строгановского дворца. 1995
Большой зал предназначался для концертов, балов и банкетов. В основу композиционного построения интерьера лег коринфский атриум. Здесь так же, как в атриуме, подразумевался верхний свет, который лился через компливиум (проем в потолке, сквозь который видно небо, изображенный на плафоне), а на имплювиум намекал рисунок паркета. В поздней версии паркетной композиции – изысканная многоцветная розетка центральной части зала располагается на огромном поле, составленном из дубовых клепок. Прекрасно подобранные цветные породы дерева создают яркую колористическую гамму. Орнамент паркета был выполнен из следующих ценных пород древесины: палисандра, клена, сандала, чинары, красного дерева, лимона, амаранта, самшита. По периметру зала паркет окаймлен четким фризом, состоящим из полос палисандра, переходящих в орнамент, перемежающийся круглыми розетками на темном фоне. Все это создает удивительно стройную композицию.
В XVIII веке композиционное построение паркета имело неразрывную связь с композиционным решением плафона. Поэтому, вероятно, первый создатель интерьера разрабатывал геометрическую композицию, соответствующую архитектурной раме плафона Джузеппе Валериани. Позже, во время реконструкции интерьера, разработчик рисунка паркета, очевидно, ориентировался на растительный орнамент декора стен.
В Большом зале Екатерининского дворца расстрелиевский паркет, вероятно, был заменен примерно в одно и тоже время с реконструкцией зала в Строгановском дворце. В нем также появились растительные элементы в сочетании с геометрией. В целом, он выглядит богаче и разнообразнее строгановского паркета и это не удивительно, поскольку мы сравниваем императорский интерьер с жилищем хоть и очень богатого, но вельможи.
Рисунок 3. Паркет Большого зала Екатерининского дворца
Рисунок 4, 5, 6. 4. центральная розетка паркета Большого зала до реставрации; 5, 6 – фриз паркета до реставрации
В советское время сильно поврежденный паркет Большого зала был покрыт линолеумом. После его снятия во время последней реставрации зала были обнаружены множественные утраты, поздние грубые заплаты, что делало невозможной реставрацию. Остатки паркетного пола были демонтированы, а на основе сохранившихся фрагментов паркет был воссоздан заново в 2003 году из тех же самых пород древесины. Некоторые уникальные породы дерева были доставлены из Латинской Америки.
Рисунок 7, 8. 7. центральная розетка паркета Большого зала после воссоздания; 8 – фрагмент фриза после воссоздания
Аналогичные паркетные композиции встречаются и в других интерьерах XIX века. Например, в Белом зале Зимнего дворца, выполненном по проекту А. П. Брюллова в конце 1839 года, видим аналогичные центральную композицию и бордюр, расположенные на фоне, более сложном по рисунку, чем в Строгановском дворце.
Рисунок 9. Белый зал Зимнего дворца
Русские щитовые паркеты XVIII-XIX веков являются ценным вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Как писал Соловьев: «Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и производства паркета, проектировавшегося архитекторами, была доведена до непревзойденного совершенства» [3, с. 202].
Выводом настоящей статьи является описание и демонстрация уникальнейшего образца мирового декоративного искусства, каковым является паркет Строгановского дворца и его аналогов в дворцах Санкт-Петербурга.