Статья:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ОПЕРЕ ИВАНА ДЗЕРЖИНСКОГО «ТИХИЙ ДОН»

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Лаптев Е.С. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ОПЕРЕ ИВАНА ДЗЕРЖИНСКОГО «ТИХИЙ ДОН» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(56). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 23-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ В ОПЕРЕ ИВАНА ДЗЕРЖИНСКОГО «ТИХИЙ ДОН»

Лаптев Елисей Сергеевич
преподаватель кафедры вокального искусства и оперной подготовки Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке., РФ. г. Москва

 

MUSICAL DRAMATURGY IN IVAN DZERZHINSKY'S OPERA "THE QUIET DON"

 

Yelisey Laptev

Teacher of the Department of Vocal Art and Opera Training Moscow State Institute of Music named after A.G. Schnittke., Russia, Moscow

 

Аннотация. Тема патриотизма в оперных сочинениях русских и советских композиторов отразилась как реальная картина исторических событий в истории Отечества. Среди выдающихся опер советского периода «Тихий Дон» Ивана Ивановича Дзержинского предстает как одна из выдающихся работ композиторов советского времени. Художественное содержание произведения насыщенно правдивой драматургией, отражённой в сюжетном и музыкальном содержании.

Abstract. The theme of patriotism in the operatic compositions of Russian and Soviet composers was reflected as a real picture of historical events in the history of the Fatherland. Among the outstanding operas of the Soviet period, "The Quiet Don" by Ivan Ivanovich Dzerzhinsky appears as one of the outstanding works of Soviet composers. The artistic content of the work is saturated with truthful dramaturgy reflected in the plot and musical content.

 

Ключевые слова: композитор; опера; драматургия; музыка№ оперный театр; сцена.

Keywords: composer, opera, drama, music, opera house, stage.

 

С именем Ивана Ивановича Дзержинского слушателей познакомила первая его опера «Тихий Дон». Это юношески искреннее, певучее, убедительное в своем драматизме произведение внесло в театр свежее ощущение современной жизни. Молодому композитору, впервые обратившемуся к драматургии, удалось то, что не вполне удавалось и более искушенным его советским предшественникам: темперамент, наблюдательный глаз и реальное чувство нового придали его революционным образам жизненную силу и полноту.

«Тихий Дон» был далеко не первой попыткой ввести в музыкальный театр образы современных людей. Советская сцена прошла в поисках их большой и богатый опытом путь − она знала увлечение сложными театральными экспериментами, период отвлеченной героики и радикальной борьбы с оперными традициями. Путь этот, однако, неуклонно приближал советских композиторов к позициям реалистического искусства. В операх «Броненосец Потемкин» Чишко, «Мать», «Именины» и «Камаринский мужик» Желобинского было много правдивого, жизненного,

Но ни одна из этих опер не привлекла внимание слушателя с такой силой, как опера Дзержинского, не сумела так просто и решительно завладеть им, как это сделал «Тихий Дон». Возможно, что успеху оперы содействовало поэтическое обаяние его литературного прообраза широкое дыхание романа Шолохова; драматизм характеров и положений, великолепные картины жизни казачества и донской природы обогащали восприятие слушателя теми чувствами, которые в свое время успел вызвать роман. Но в основе, конечно, лежала самостоятельная удача композитора.

В 1935 г., когда «Тихий Дон» появился на сцене, автору было двадцать шесть лет. Его музыкальная биография коротка, Он родился в 1909 году в г. Тамбове в крестьянской семье; двадцатилетним юношей Дзержинский приехал в Москву, имея не вполне упорядоченный багаж знаний, приобретенных в музыкальных училищах Тамбова и Оренбурга, Стремления его не вполне еще определились; он обладал природной пианистической виртуозностью, хорошими импровизаторскими способностями. Год занятий в одном из лучших музыкальных учебных заведений Москвы − училище им. Гнесиных − и дальнейшие занятия в Ленинграде − сначала в музыкальном училище, затем на композиторском факультете консерватории у проф. П. Б. Рязанова и Б. В. Асафьева − быстро сформировали одаренного юношу. Композиция стала основным делом его жизни, делом, которому он отдался с присущей ему во всем страстностью.

Впечатление от романа Шолохова «Тихий Дон» окончательно определило склонность Дзержинского к драматургии он решил написать оперу на сюжет романа. Его увлекла мысль воплотить в музыке переломный момент жизни народа 1917 год, начало революции и гражданской войны. Грандиозность темы не смущала композитора: с этой эпохой было связано его детство; как и у большинства его сверстников, оно питалось откликами событий, потрясавших страну, − движением революционных армий, коренным переустройством всей жизни, размашистым и еще не осевшим бытом первых лет революции. В те годы ощущение связи с массой крепло в сознании подрастающего поколения, прививая ему демократизм мысли и чувства. Темы, к которым старшее поколение советских композиторов пролагало себе путь, изживая индивидуальную замкнутость, были органически близки Дзержинскому и многим его сверстникам.

Работа над оперой продолжалась два года; в 1934 г. она была закончена, но судьба «Тихого Дона» определилась не сразу. Особую роль сыграл в ней Дмитрий Шостакович, которому Дзержинский показал свое детище в еще незаконченном виде. В этой работе, далекой от его собственного творческого метода и не свободной от многих неловкостей и шероховатостей, Шостакович уловил то новое и важное, что впоследствии оценили все. Участие Шостаковича было деятельным; он сумел заинтересовать новым произведением Ленинградский Малый оперный театр, руководимый дирижёром С. Самосудом. Для Дзержинского открылась новая полоса жизни − полоса плодотворной совместной работы с театром. «Тихий Дон» оказался в надежных руках: подчеркивая выгодные стороны композиции и стараясь сгладить ее недочеты, добиваясь от спектакля драматической слаженности, коллектив бережно сохранил замысел автора.

От премьеры театр ожидал многого и в самом деле, постановка «Тихого Дона» стала событием театральной жизни 1935 года. Она словно заново открыла для оперы советскую тему. Опыт Дзержинского показал, что образы революции отнюдь не достояние истории, а тот близкий советскому зрителю материал, который повседневно формирует его сознание. Композитор отказался от обычной дидактики, − он обращался не к отвлеченному «советскому слушателю», а к людям одной с ним судьбы и одного опыта, и убежденно излагал перед ним мысли и чувства своего поколения.

Широкими, беглыми, подчас даже небрежными мазками был очерчен драматический контур оперы. Дзержинский не добивался особой рельефности характеров и не детализировал их − он был увлечен скорее чувством общего сценического движения. Таким же общим потоком развивалась и мелодическая струя его оперы, очень естественная и подвижная в своем течении, глубоко русская по интонационной окраске; она тоже еще не обладала достаточной характерностью в отдельных партиях и лишь в напряженных ситуациях достигала подлинного драматического подъема. И. Дзержинский понимал, что «…практическое освоение элементов органического действия на сцене, которое должно осуществиться «сегодня», «здесь», «сейчас», начинается с выполнения знакомых каждому по жизни действий в несложных предлагаемых обстоятельствах; важно только, чтобы эти обстоятельства определяли цель» [3].

И. Дзержинский как «каждый музыкальный деятель, которого в той или иной степени следует отнести к данному направлению общественно-политической мысли, сформулировал свою неповторимую концепцию самобытного, самодостаточного исторического развития русской музыки, наполнил её соответствующими логическими построениями, национальной сущностью, самобытностью. То есть каждый мыслитель полностью индивидуально и неповторимо строил собственную концепцию популяризации русской музыки» [1].

В полную силу сценическое дарование автора развернулось в народных сценах здесь Дзержинский создал замечательные по лаконизму и выразительности страницы. Он не искал особых путей и приемов для изображения революционного народа. Смелость его заключалась в том, что он заговорил о массе и ее героизме с подкупающей непосредственностью чувства, с тем лирическим волнением, которое обычно окрашивает глубоко личные ощущения, и это вплотную приблизило сцену к зрительному залу.

Иван Дзержинский, продолжая традиции русской композиторской школы стремился раскрыть драматургическую суть и был убеждён, что «отличительной чертой драматургии русской оперы является круг поставленных музыкантами общефилософских проблем, интенция к постижению Бога и мира, сквозь призму музыкального опыта, осмыслению бытия и небытия…» [2].

 

Список литературы:
1. Кизин М. М. Идеи философии славянофилов в творчестве "Могучей кучки". Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. № 8 (48). С. 22-27.
2. Кизин М. М. «Тема смерти в драматургии русской оперы» Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 3 (13). С. 138-145.
3. Кизин М. М. «Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством». Среднее профессиональное образование. 2014. № 3. С. 6-9.