СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ В.В.МАЯКОВСКОГО
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ В.В.МАЯКОВСКОГО
Аннотация. Просьба представляет собой один из основных директивных речевых актов, передающих иллокутивную цель как «попытку заставить кого-нибудь делать что-то». Авторами предполагается, что просьба способна выражать императивную конструкцию разными средствами: как глаголами в форме повелительного наклонения, так и перформативным глаголом просить и перформативом прошу. В данной статье перечислены различные языковые средства, реализующие интенции просьбы в поэтических текстах В. В. Маяковского.
Ключевые слова: просьба; повелительное наклонение; перформатив; В. В. Маяковский.
В последние годы наблюдается повышенный интерес лингвистов к проблемам императивных конструкций в рамках коммуникативно-прагматического аспекта. Философы-традиционалисты и грамматисты сосредоточились на функции языка, они признают, что использование языка само по себе является основным способом коммуникации людей. Джон Остин делит способы использования языка на две группы, одна из которых называется перформативными высказываниями, т. е. выполняет иллокутивную функцию в конкретных ситуациях общения. Изучение императива в функционально-семантическом ключе стало очень перспективным.
В императиве содержится «сообщение о желании говорящего, чтобы адресат выполнил определённое действие, и попытка каузировать его выполнение адресатом» [1, с. 22]. Важной характеристикой значения императива зарубежные исследователи считают то, что оно одновременно является и истинным, и условным [5, с. 617], или, иначе говоря, императивы не имеют прямого отношения ни к истине, ни к обмену информацией [6, с. 29]. Исходя из данной семантики, В. Ю. Гусев определяет императивное суждение как «высказывание, в котором говорящий, самим фактом своего высказывания, пытается каузировать совершение эксплицитно указанного в этом высказывании действия» [2, с. 4-5].
В поэтических текстах В. В. Маяковского мы видим, что императив занимает значимое место в целях выражения просьбы. Например, в стихотворении «Внимательное отношение к взяточникам» герой просит всем, у кого есть лишние материальные ценности (деньги), раздать их нуждающимся. При этом он сам присоединяется к тем, кто должен это сделать, и формулирует просьбу:
«Что нам деньги, транжирам и мотам!
Мы даже не знаем, куда нам деть их.
Берите, милые, берите, чего там!»
(«Внимательное отношение к взяточникам», 1915) [4, с. 35];
Кроме перформатива, горячую просьбу (мольбу) героя может передавать форма императива. В подобных конструкциях повышается степень интенсивности и важности просьбы и её выполнения для говорящего.
«Подымите,
подымите мне
веков веки!»
(«Война и мир», 1915-1916) [4, с. 990].
Среди лексических средств, выражающих речевой акт просьбы, в первую очередь необходимо отметить перформативный глагол просить в форме 1-го лица ед. числа. В этом случае, перформатив прошу часто сочетается с инфинитивом или формами повелительного наклонения. Например:
«Сразу говорит:
«Запрещается.
Прощайте!»
– Разрешите, – прошу, –
ну чего вы запрещаете?»
(«Как работает республика демократическая», 1922) [4, с. 129];
«После этих
запутанных мест
прошу побывать
под вывеской
КРАСНЫЙ КРЕСТ»
(«Мои прогулки сквозь улицы и переулки», 1926) [4, с. 459].
Как видно из примеров, императивные конструкции с перформативом прошу позволяют прямо выражать коммуникативное намерение (побудить адресата к действию).
В некоторых стихотворениях перформатив прошу сочетается с отрицательной формой инфинитива. Конструкции такого типа выражают предостережение говорящего адресату или запрещение чего-то делать:
«Прошу
Бориса Пильняка
в деревне
не забыть никак,
что скромный
русский простолюдин
не ест
по воскресеньям
пудинг»
(«Работникам стиха и прозы, на лета едущим в колхозы», 1928) [4, с. 707];
«Товарищ,
ни слова!
Я сказал,
и...
прошу не входить
без доклада»
(«Который из них», 1929) [4, с. 871].
Когда говорящий выражает вежливую просьбу, в побудительных конструкциях В. В. Маяковского всегда используются наречия-интенсификаторы покорнейше или покорненько. Например:
«Дом какой – не скажу.
А скажу когда,
то покорнейше прошу не верить.
Места нет такого, отойти куда,
чтоб всего его глазом обмерить..»
(«150 000 000», 1919) [4, с. 1030];
«Прошу покорненько,
попросите дворника».
(«Протекция», 1926) [4,с. 414].
Здесь лирический герой высказывает просьбу смягчённо, словно просит адресата задуматься и самостоятельно принять решение о совершении действия.
С помощью количественного анализа поэтических текстов В. В. Маяковского установлено, что посредством формы повелительного наклонения 2 лица единственного числа выражается вежливая просьба или мольба в определенных ситуациях. Кроме того, перформатив прошу также употребляется в стихотворениях для реализации интенции просьбы, которая позволяет лирическому герою напрямую обратиться к собеседнику.