Статья:

Феномен маленького мира в повести «Любая Любовь» Ильи Одегова

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

Выходные данные
Адибаева Ш.Т. Феномен маленького мира в повести «Любая Любовь» Ильи Одегова // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен маленького мира в повести «Любая Любовь» Ильи Одегова

Адибаева Шолпан Тимуровна
канд. филол. наук, доцент, Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая –КазНПУ, РК, г. Алматы

 

Α phenomenon of a small world in a novelette of Ilya Odegov “Everyman's Love“

Sholpan Adibayeva

candidate of philological sciences, assistant professor in Kazak Pedagogical University named after Abay– KazNPU, Kazakhstan, Almaty  

 

Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению современных сетевых коммуникаций, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы. Автор исследует повесть “Любая Любовь“ казахстанского писателя Ильи Одегова и раскрывает природу гипертекстуальных связей, посредством которых отображается сложный мир постсовременности.

Abstract. The paper considers the philosophical meaning of the present internet communications that have introduced the new forms of dialogues and interactions into the social universe and all its subareas. The author analyses the novelette of the Kazakh writer Ilya Odegov “Everyman's Love“ and dissects the nature of hypertextual interactions that reflect the complicated world of postmodernism.

 

Ключевые слова: постмодернизм; социальная сеть; феномен маленького мира; новая карта мира; карта; территория; казахстанская литература; искусство и технологии.

Keywords: postmodernism; social network; a phenomenon of a small world; the new map of our world; a map; territory; Kazakh literature; art and technology.

 

Сращение искусства с техникой – суть интернет-коммуникаций. Об этом мечтали еще русские авангардисты. К примеру, Сергей Эйзенштейн, говорил о некой идеальной книге в форме шара: “<…> хотелось бы и чисто пространственно установить возможность взаимосоотноситься каждому очерку непосредственно с каждым – переходить одному в другой и обратно. Взаимоссылками из одного в другой. Взаимодействиями одного по отношению к другому. Такому единовременью и взаимному проникновению очерков могла бы удовлетворить книга в форме... шара!” [1].

На сайте ashtray.ru “собрана” необычная коллекция – коллекция утопий. Сайт собрал описания, в том числе, иреализованныхутопических проектов, а также необычных мыслей и действий. Книга-шар Сергея Эйзенштейна заняла свое место среди других “диковинок”.

Однако, как мы видим, что эта идея была воплощена в реальность. Интернет – это, по сути, и есть книга-шар! С изобретением Интернета информация становится объемной, выходит на качественно новый уровень: “Интернет – это мир информационных потоков, окутывающих и пронизывающих все окружающее, с возможной материализацией сообщений в любой осязаемой форме, включающий все разнообразие и многообразие создающейся, хранящейся и передающейся информации” [2,15].

Интернет является наиболее ярким символом современной эпохи постмодерна, глобальным гипертекстовым проектом. Повсеместно протянутая паутина (World Wide Web или WWW) – это единство информационных ресурсов, связанных между собой. Сетью сетей называют Интернет многие ученые постсовременности, а также отмечают появление нового способа взаимодействия читателя с текстом: “Интернет-читатель как автор собственного сетевого “пути” в освоении гипертекста. В интернет- коммуникации гипертекстуальность коренным образом изменяет взаимоотношения между автором текста и читателем” [3, с. 472]. Таким, образом, гипертекстуальность преодолевает изначально линейную, плоскостную природу текста. Это позволяет читать текст в направлении не от первой страницы к последующим, а от “нужной” страницы к другим “нужным” [3, с. 469].

В этой связи интересно остановиться на одной из крупнейших сетей Интернета, социальной сети Facebook. Сеть была основана в 2004 году студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом и его менее известными соседями по комнате. Сначала сайт служил только для общения студентов внутри одного учебного заведения, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а через какое-то время и для студентов всего США. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей интернета по всему миру. Сегодня каждый 7 человек на планете зарегистрирован в социальной сети Facebook, а количество новых пользователей продолжает расти.

Наш интерес к этой социальной сети обусловлен рядом причин. Одной из них является генетическое родство Facebook и постмодернизма. 

Перечисленные ниже признаки присущи как для постмодернизма в целом, так и для сети Facebook, воплотившей философские идеи постсовременности:

 

 Сращение искусства с техникой;

Понимание мира как текст;

Феномен маленького мира;

Цитатность и соавторство;

Игровое начало;

Нарративность (маленькая история приходит на смену большой истории, жизнь после истории);

Принцип коллажа, мозаичности реальности;

Полифония или многоголосье;

Шизофрения (дробление мира);

Интертекстуальность;

Гипертекстуальность (кроссылки фактов и антифактов);

Отказ от авторитетов;

Потребность в рефлексии: возвращение к мифу и неверие в будущее

 

Все вышеперечисленные признаки, конечно же, можно отнести и к глобальной сети интернет в целом. Сращение искусства с техникой – суть интернет-коммуникаций. Несомненно, что социальная сеть Facebook сегодня – это творческая лаборатория, место для общения и средство продвижения авторов.

Многие писатели и поэты, в том числе и алматинские, имеют в данной социальной сети свои блоги. В этом, на наш взгляд, заключается уникальность момента – только в эпоху постмодерна становится возможным подобный способ коммуникации. Плеяды творческих людей, пишущих в данный исторический отрезок времени имеют возможность не только делиться своим творчеством, но и общаться друг с другом, “держаться” вместе, образуя цепочки взаимосвязей.

Таким образом, социальная сеть, несомненно, существует и в реальной жизни, выходя за рамки виртуального пространства. Такие современные авторы как Илья Одегов, Юрий Серебрянский, Сергей Алексеенок, Павел Банников, Алексей Швабауэр являются “френдами” не только в Facebook, они активно взаимодействуют в реальной жизни. Эти авторы “делают” современный литературный процесс, участвуют в литературной жизни города Алматы.

Что связывает этих авторов? Что делает социальную сеть жизнеспособной? Нам удалось выделить несколько объединяющих факторов:

 

Социальная сеть Facebook;

Русский язык как способ общения и творческого самовыражения; 

Фонд «Мусагет» (все авторы в свое время прошли литературный мастер-класс, организованной Марковой О.Б. – все авторы считают себя ее учениками);

Участие в местных и зарубежных литературных проектах (ОЛША, издание журнала «Ышо один», публикации в периодике Казахстана и России, участие в литературных номинациях);

г. Алматы/Алма-Ата (все авторы территориально находятся в этом городе, живут и творят; родились или выросли в этом городе; их творчество так или иначе посвящено этому городу и его прошлому);

Дружба/приятельство

 

Подробней хотелось бы остановиться на одном изписателей, упомянутых выше –Илье Одегове, авторе сборника повестей и рассказов “Любая Любовь” (2013 г.). Илья Одегов – писатель, автор книг “Звук, с которым встаёт Солнце” (2003, Алматы, Сорос), “Без двух один” (2006, Алматы, «Мусагет»), “Любая любовь” (2013, Москва, СЭИП), “Тимур и его лето” (2014, Москва, “Текст”). Лауреат литературных премий: “Русская премия” (Москва, 2013), “Современный казахстанский роман” (Алмты, 2003). В 2010-2013 годах его рассказы входили в ежегодный “Каталог лучших произведений молодых писателей России и СНГ”. Дипломант IX Международного Волошинского конкурса в номинации “проза” (2011).

Издавался в литературных журналах и сборниках Казахстана, России, США и Великобритании (в переводе Rohan Camicheril). Постоянный автор журналов “Новый мир” и “Дружба народов”. Участник Форумов молодых писателей России и СНГ. Один из инициаторов литературно-художественной выставки-перфоманса “Наглядная поэзия” (Алматы, “Тенгри-Умай”, 2009).

Идеолог и основатель творческого объединения “Фопаjaro”. Выпускник литературного мастер-класса ОФ “Мусагет” (2000). В настоящее время ведет авторский семинар прозы в Открытой литературной школе (Алматы). Долгое время является автором и ведущим телепередачи “Литературный клуб” на казахстанском канале “БілімжәнеМәдениет”.

Одегов также активно использует социальную сеть Facebook для выражения своей гражданской позиции, коммуникации с другими писателями, своими почитателями, экспертным сообществом и для своего продвижения как писателя.“Любая Любовь” – это  третья по счету книга алматинского автора, которая была выпущена в Москве при поддержке Роспечати, в нее вошли произведения, написанные автором за последние несколько лет. Интересно, что автор называет повесть концертом в 7 частях. Казахстанские и российские литературные критики сфокусировали свое внимание именно на этой, несомненно достойной внимания, детали. На это повлиял и тот факт, что сам автор помимо литературы занимается и музыкой, он идеолог и основатель музыкального творческого объединения “Фопаjaro”.

Однако, на наш взгляд, суть произведения открывается через особую форму гипертекстуальных связей между главами. На вариативность указывает и прилагательное “любая” как ответвление от общего развития событий. Слово “любовь” выступает основной темой произведения. “Любая любовь”, таким образом, это нелинейный, многоуровневый, интерактивный текст.

Текст как мир – это один из основных постулатов постмодернизма. Современный мир изменился, стал более сложным и поэтому меняется сам текст современной прозы и поэзии. Нужно отметить, что модель мышления, основанная на принципе постмодернистской игры, нелинейна. В постмодернистской символике часто используются следующие нелинейные конструкции:

 

✓ Словарь;

✓ Лабиринт;

✓ Сеть;

✓ Сад расходящихся тропок;

✓ Зеркало/вдребезги разбитое зеркало;

✓ Карта;

✓ Хаос;

✓ Путешествие/территория.

 

Показательной в этой связи становится повесть “Любая Любовь” алматинского писателя Ильи Одегова. “Любая Любовь” – это история, произошедшая со всеми вместе и с каждым в отдельности. Писателю удалось отобразить сложный мир постсовременности посредством создания полифонического текста. На первый взгляд не связанные друг с другом главы пересекаются через знакомства главных героев. Каждая глава – это свой отдельный мир, живущий по своим правилам и законам. Но иногда один герой переходит из своего мира в другой и выступает связующим звеном общего текста.

Один персонаж может “перекочевать” в жизнь другого даже посредством рассказанной на кухне истории, так дипломат Михаил Яковлевич рассказывает историю, связывая человека из Центральной Азии Закира-ака с человеком из России по фамилии Лысый: – Я сейчас расскажу тебе историю, а ты послушай. Когда-то много лет назад я работал в Центральной Азии и завел там дружбу с местным лекарем по имени Закир-ака, от него-то эту историю и услышал” [4, с. 157].

Все персонажи Одеговской “Любви” знакомы друг с другом как лично, так и заочно и здесь вспоминается популярная в широких кругах теория шести рукопожатий Стэнли Милгрема или, как ее еще называют, феномен маленького мира. В основе этой теории лежит тот факт, что всего лишь шесть рукопожатий отделяют одного человека от любого другого человека в этом мире. На деле оказывается, что мир гораздо меньше, чем мы себе это можем представить и этот интересный факт, нашедший отражение в повести “Любая Любовь”, вскрывают сегодня и социальные сети, с которых мы и начали данную статью: “Ведь получается, что мир – это деревня, и люди разных культур находятся друг от друга на расстоянии кошачьего прыжка!

В виртуальных социальных сетях вроде Facebook неочевидные связи становятся очевидными, и мы каждый раз поражаемся увидев общих знакомых там, где теоретически их быть не должно. Но было бы ошибкой считать, что мы едва ли не магическим образом (и благодаря усилиям Facebook) через шесть рукопожатий связаны с любым другим человеком в этом мире” [5, с. 3].

Интересно также проследить наличие в тексте повести “Любая Любовь” таких постмодернистских понятий как карта и территория. По сути, в них заключается соотношение символа и реальности. Исходя из этого, в эпоху постмодерна можно говорить о том, что к одной объективной реальности прилагаются миллионы разнящихся карт ее восприятия, а Интернет является новейшей картой мира.

Приведем интересный момент из книги “Любая Любовь”, это описание восприятия мира Сэмом (которого так и прозвали за то, что он все хотел делать Сам), одним из героев музыкальной повести: “Ему представлялось, что жизнь каждого человека можно вообразить в виде линии – ломаной и изгибающейся – и тогда один приходит на помощь другому, когда они что-то делают вместе, тогда эти линии сливаются, словно становятся на время одной линией. И тогда один из двух исчезает. Сэм отчаянно боялся стать этим исчезающим. Потому что, однажды исчезнув, нельзя быть уверенным, что появишься прежним, что вообще появишься вновь” [4, с. 243].

Герой Одегова боится любви, боясь потерять себя: “Все изменилось, когда Сэма стали интересовать девушки. Он по-прежнему сам добивался их расположения, но скоро увидел, что именно здесь, именно в любви сильнее всего проявляется эта его теория слияния и исчезновения” [4, с. 241]. Образ карты человеческих жизней возникает в самом конце произведения как доморощенная теория героя Сэма: “Чтобы научиться не бояться, Сэм снимал проституток, приводил в такие же съемные квартиры, и, глядя в их пустые, как у животных, глаза, отчетливо понимал, что должен исключить все возможные варианты слияния на карте человеческих жизней” [4, с. 241].

Круг замыкается в последней главе под названием “На одной линии”, когда к Сэму приходит настоящая любовь к девушке по имени Татьяна, “мир” которой нам представляется автором в самой первой главе. Пути-линии Сэма и Татьяны пересекаются, тем самым замыкая круг повести: “Но Сэм с ужасом понимал, что возможно впервые в жизни не хочет сам, а хочет с ней вместе. И следующим вечером, места себе не находя, он взял у отца машину и поехал куда-то туда, где она могла бы жить [4, с. 243]. Однако, Татьяна, сумевшая покорить сердце Сэма, оказалась замужней женщиной, и Сэм, даже не объяснившись с ней, покидает Алма-Ату, сев на случайный поезд.

В повести “Любая Любовь” мы можем отыскать философский подтекст, знание, которое открывается нам в эпоху постмодерна, знание, которым пропитана современная реальность: линии жизней никогда не сливаются навсегда на карте человеческих жизней. А карта, по которой мы движемся в этом сложном мире, не всегда соответствует территории жизни.  

    Выводы:

·  Присутствие автора Ильи Одегова на Facebook позволило нам, как исследователям современного казахстанского литературного процесса, более многомерно изучить как творчество, так и личность писателя, встретиться с ним в реальной жизни и даже записать интервью.

·  Не смотря на то, что проинтервьюированный нами автор Илья Одегов не считает себя постмодернистом, все же становится очевидным, что его творчеству присущи элементы постмодернистского письма.  Невозможно жить в эпоху постмодерна, не получив определенный отпечаток. Это относится как к обычному человеку, так и к творцу.

·  Социальная сеть Facebookсегодня является местом «тусовки», неким клубом по интересам. Практически все алматинские авторы знакомы между собой или имеют приятельские или дружеские отношения. Можно говорить об особой группе алматинских писателей. Русский язык выступает здесь не только средством общения, но и языком творческой реализации.

·  Можно говорить об особой ситуации, сложившейся в обществе с появлением социальных сетей. Для творческого человека необходимо присутствие в социальных сетях.

·  Facebook может послужить для литературоведа и литературного критика хорошим подспорьем для анализа не только творчества, но и жизни автора. Уникальность момента заключается в том, что можно связаться по средством Интернета практически с любым из ныне живущих авторов. Оставить свои пожелания и наблюдения, прокомментировать творчество и даже выступить в роли сотворца.

·  Можно говорить о присутствии интеллектуальной элиты в социальной сети Facebook, которая «перекочевала» из сети В контакте. Возможно, в будущем произойдет еще одна сетевая миграция, с появлением новой (менее известной широким массам пользователей) социальной сети.

·  Постмодеренизму свойственен восточный тип мышления, характеризующийся традиционализмом, отрицанием прогресса, ориентацией на прошлое и верой в предопределенность судьбы.

·  Потенциальные социальные связи вскрываются с помощью сети Facebook. Связи «оживают» и воплощаются в жизнь. Социальные связи можно сравнивать с кармическими связями. Кармические связи предполагают наличие «близких» и «дальних» связей между людьми: от приятельских отношений до родственных, любовных связей.

·  Наблюдается четкая тенденция, когда отношения завязываются в сети, а не в жизни. Такая форма взаимодействия как перенесение взаимоотношений из жизни  в сеть отступает на второй план.

 

Список литературы:
1. Ashtray – виртуальный лабиринт, посвященный утопиям и синтезу искусств: http://www.ashtray.ru/main/round%20book.htm (дата обращения 15.09. 2016).
2. Колокольцева, О.В. Лутовинова. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. Монография. 2-3 изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 328 с. 
3. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию – М.: Флинта: Наука, 209. – 584 с.
4. Одегов И. Любая Любовь: Повести и рассказы. Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ. – М.: Фонд СЭИП, 2013. – 248 с. 
5. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook / пер. Н. Фрейман. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.