Основные задачи, принцип работы и проблемы системы спутникого мониторинга транспорта
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Технические науки
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Основные задачи, принцип работы и проблемы системы спутникого мониторинга транспорта
THE MAIN TASKS, THE PRINCIPLE OF OPERATION AND PROBLEMS OF THE SATELLITE MONITORING SYSTEM FOR TRANSPORT
Vladislav Korotnev
master, Lipetsk State Technical University, Russia, Lipetsk
Аннотация. В настоящее время существует множество информационных технологий, которые облегчают работу любого предприятия. В данной статье рассматривается система спутникого мониторинга транспорта, а конкретно, что из себя представляет данная система, каковы ее главные цели и задачи, а также результаты, которые можно добиться, используя данную систему.
Abstract. Currently, there are many information technologies, systems that facilitate the work of any enterprise. This article discusses the system of satellite transport monitoring, specifically, what the system is, what are its main goals and objectives, and the results that can be achieved using this system.
Ключевые слова: транспорт; система; мониторинг; контроль; информационные технологии; оборудование.
Keywords: transport; system; monitoring; control; Information technology; equipment.
В настоящее время работа автотранспортного предприятия немыслима без использования информационных технологий. На данный момент появились новые современные возможности контроля работы водителей. Одна из таких технологий — это система спутникого мониторинга транспорта.
Итак, что же это за система? Это система мониторинга подвижных объектов, построенная на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком. Наблюдение за транспортом в онлайн режиме, позволяет всегда иметь точную и достоверную информацию о маршруте движения транспорта, о его местоположении и других параметров. Так же появилась возможность сверять маршрутный лист с реальным маршрутом движения, который отображается на географической карте. Далее имеется возможность создания отчетов, в которых имеется информация о расходе топлива, нарушениях ПДД, отклонения от поставленных маршрутов.
Как же это работает? Общий принцип работы систем таков. Специальное бортовое навигационное оборудование со встроенным ГЛОНАСС/GPS приемником, который обрабатывает сигналы со спутника устанавливают на транспорт, данные устройства называют абонентскими терминалами. Так же в эти терминалы устанавливается SIM карта сотового оператора, при помощи которой происходит передача данных в диспетчерский центр. Терминал получает навигационные сигналы, собирает телеметрические данные с дополнительных и штатных устройств и передает их на телематический сервер через коммуникационную среду. Далее происходит обработка информации и после обработки отправляется диспетчеру на автоматизированное рабочее место (компьютер с доступом в Интернет и с организацией работы через специальное клиентское приложение).
В процессе развития информационных технологий появилась функция подключения различных датчиков, с помощью которых в режиме реального времени водителю подаются сигналы тревоги. К терминалам в настоящее время возможно подключить такие датчики, как датчик подъема кузова, который сигнализирует водителю с помощью свето-звуковой сигнализации о том, что автомобиль двигается с недостаточно опущенным или поднятым кузовом. Далее датчик уровня топлива, очень полезная функция, с помощью данного датчика можно наблюдать, как расходуется топливо, тем самым предотвращая сливы и появилась возможность узнать точный остаток топлива в баке. Так же можно подключить датчики состояния механизмов, к примеру - измерители температуры, концевые выключатели (датчики открытия двери и капота, подъема кузова) и т.д.
Рисунок 1. Схема передачи данных
Данную систему можно использовать так же для контроля соблюдения правил дорожного движения водителями, устанавливая датчики скорости, включения ближнего света фар и датчика ремня безопасности.
Устанавливая данную систему на подвижные объекты, можно не только получить систему слежки за водителями, но и экономический эффект, пресекая сливы топлива, «левые» рейсы, порчу имущества, нарушения ПДД в последствие которых приходят штрафы, а также эффективную работу штата водителей.
Конечно преимуществ у данной системы достаточно, но есть и свои проблемы, такие как сбои оборудования, в тот момент, когда связь со спутником теряется система может выдавать недостоверную информацию, например, указать на то, что водитель нарушил ПДД, не включив ближний свет фар в движении, а на самом деле автомобиль стоял с заглушенным двигателем. Так же еще одной проблемой является сбои и поломки в результате применения специальных «заглушек». Данные причины показывают низкую эффективность спутниковой системы. Еще одна типовая причина низких показателей работы – это отсутствие у интегратора грамотных специалистов для качественной установки и настройке оборудования. Данная проблема возникает, когда установкой системы занимается неподготовленный поставщик, главная его цель – продать оборудование, а как его установить толком не разбирается.
Вывод: Таким образом многие проблемы, такие как контроль передвижения транспорта в реальном времени, оптимизация транспортных схем, создание полной базы данных по работе автотранспорта поможет решить система мониторинга на основе GPS, но для ее нормальной работы необходим постоянный контроль и анализ сбоев аппаратуры.