Проблемы правового регулирования страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Юриспруденция
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Проблемы правового регулирования страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Problems of legal regulation of insurance against accidents and occupational diseases
Victoria Kochetkova
student, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Elena Ruzaeva
Candidate of Law, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Orenburg State University, Russian Federation, Orenburg
Аннотация. Целью данной статьи является комплексный анализ законодательства в сфере страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Выявлены проблемы правового регулирования страхования и предложены пути решения.
Abstract. The purpose of this article is a comprehensive analysis of legislation in the field of insurance against accidents and occupational diseases. The problems of the legal regulation of insurance have been identified and solutions have been proposed.
Ключевые слова: страхование; несчастный случай; профессиональное заболевание.
Keywords: insurance; accident; occupational disease.
В 2003 году Международная организация труда (МОТ) провозгласила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Главной целью явилась попытка привлечь на международном уровне внимание трудящихся к важнейшей проблеме сохранения их жизни, здоровья и работоспособности. МОТ полагает, что в нынешних условиях развития научно-технического прогресса профессиональные риски можно предотвращать, используя современные технологии.
Охрана труда – одно из основных направлений государственной политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов общества. В ст. 37 п. 3 Конституции РФ определена обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [1].
Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Трудовым Кодексом Российской Федерации в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда [2]. Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее по тексту – Закон № 125-ФЗ) [4].
С учетом повышенной социальной значимости жизни и здоровья граждан специальным федеральным законодательством предусмотрен механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеющий своей целью установление дополнительных социальных и правовых гарантий для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей.
Обязательное социальное страхование гарантирует застрахованному лицу возмещение вреда, причиненного его жизни и здоровью при осуществлении им трудовой деятельности, в виде предоставления необходимого обеспечения. Общественные отношения, возникающие в связи с компенсацией расходов работникам, возникших при прохождении медицинской реабилитации, регулирует Закон № 125-ФЗ.
В статье 8 указанного закона перечислены виды обеспечения по страхованию, одним из которых является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая [4].
Исследовав нормы закона, регулирующие оплату дополнительных расходов, направленных на медицинскую реабилитацию пострадавшего на производстве лица, выявлена следующая проблема.
Отсутствие определения понятия «медицинская реабилитация» не позволяет точно определить, какие именно мероприятия должны проводиться в рамках медицинской реабилитации.
Полагаем, необходимо закрепить следующее понятие «медицинской реабилитации»: комплекс медицинских мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление нарушенных или полностью утраченных, в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания нормальных психических и физиологических функций человеческого организма, включающий медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь.
Также можно выделить еще одну проблему, требующую законодательного урегулирования. Так Законом № 125-ФЗ страховой случай определяется как «подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию» [4].
Перечень профессиональных заболеваний, а также производственные факторы, которые признаются причиной профессиональных заболеваний утверждены в настоящее время приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» от 27 апреля 2012 г. N 417н [5]. Заболевания, которые не включены в указанный Перечень, профессиональными не признаются.
На наш взгляд, существует необходимость более широкого подхода к разрешению вопросов, связанных с возмещением вреда жизни и здоровью работников, причиненного вследствие заболеваний.
Имеется фактическая возможность существования таких условий труда, при которых здоровье работника будет повреждено вследствие заболеваний, обусловленных именно условиями труда, однако не относящихся к профессиональным.
В таком случае к указанным правоотношениям будут применяться положения гражданского законодательства (Глава 59 ГК РФ Обязательства вследствие причинения вреда) которые ставят потерпевшего в фактически более незащищенное положение, чем правила Закона № 125-ФЗ. По мнению О.Е. Сонина, положения гражданского законодательства достаточно сложны и их применение порождает значительное количество споров [7].
Полагаем, случаи причинения вреда здоровью работников заболеваниями, которые не относятся к категории профессиональных, однако вызваны фактически существующими условиями труда, должны признаваться страховыми случаями, порождающими право работников на возмещение такого вреда в порядке, установленном Законом № 125-ФЗ.
Наличие причинной связи между заболеванием, которым страдает работник, и фактическими условиями труда, должно устанавливаться таким же способом, что и наличие между заболеванием, признаваемым профессиональным, и существующими производственными факторами.
С учетом изложенного, на стороне работодателя возникнут дополнительные стимулы соблюдать установленные законодательством об охране труда обязанности по организации условий труда работников.
Другие вопросы, связанные с применением действующего Списка (перечня) профессиональных заболеваний возникают в связи с введением в систему социально - трудовых отношений специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ) [3].
Действующий на сегодняшний день Список (перечень) профессиональных заболеваний содержит лишь перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействие которых может привести к профзаболеванию. Одновременно Закон о СОУТ, устанавливая критерии классов условий труда, совершенно точно определяет, что тот или иной вредный и (или) опасный производственный фактор может воздействовать на работника, например, в допустимых условиях труда [6]. Закон о специальной оценки условий, устанавливает по такому воздействию лишь 2 класс условий труда. Совершенно очевидно, что Список профессиональных заболеваний и Закон о СОУТ порождают в процессе правоприменения как минимум два существенных вопроса:
1) необходимо ли при установлении диагноза профессионального заболевания руководствоваться результатами СОУТ и учитывать уровень воздействия вредных производственных факторов, который, как известно, выражается в присвоении соответствующего класса условий труда;
2) вправе ли работник, на которого воздействует тот или иной производственный фактор по 2 классу условий труда рассчитывать на установление диагноза профессионального заболевания?
На наш взгляд, данный вопрос на сегодняшний день остается неурегулированным. Полагаем, что Перечень профессиональных заболеваний нуждается в приведении в соответствие с Законом о СОУТ.
На основании рассмотренных проблем следует сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства об обязательном социальном страховании в целях повышения эффективности данной системы.