Статья:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Клейн С.Ю., Мисюк М.Н. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Клейн Софья Юрьевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
Мисюк Марина Николаевна
канд. мед. наук, доц. кафедры экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности СЭФ БГЭУ РБ, Беларусь, г. Минск

 

IDENTIFICATION AND PREVENTION OF SUICIDAL TENDENCIES AMONG STUDENTS

 

Sofia Klein

Student, Belarusian state economic university, Belarus, Minsk

Maryna Misiuk

Scientific supervisor - Associate Professor, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Sociology and Psychology of Entrepreneurial Activity of the SEF BGEU, Belarus, Minsk

 

Аннотация. В данной статье исследуется выявление и профилактика суицидальных наклонностей в студенческой среде. На основе эмпирического анализа, проведенного среди 50 студентов Белорусского государственного экономического университета с использованием графического теста З. Королёва выявлено, что 8 % студентов имеют высокий суицидальный риск, 26 % средний суицидальный риск и 66 % респондентов имеют низкий суицидальный риск. По результатам исследования выявлен высокий уровень эмоционального напряжения и стресса, что способствует росту суицидального риска. Подчёркивается необходимость проведения профилактических мероприятий по предотвращению и раннему выявлению суицидального поведения в студенческой среде.

Abstract. This article examines the identification and prevention of suicidal tendencies among students. Based on an empirical analysis conducted among 50 students of the Belarusian State University of Economics using a graphical Z test. Korolev revealed that 8 % of students have a high suicide risk, 26 % have an average suicide risk and 66% of respondents have a low suicide risk. According to the results of the study, a high level of emotional tension and stress was revealed, which contributes to an increase in suicidal risk. The need for preventive measures to prevent and early detection of suicidal behavior among students is emphasized.

 

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, суицидальные наклонности.

Keywords: suicide, suicidal behavior, suicidal tendencies.

 

Суицид рассматривается как философская, культурная, этическая, экономическая, политическая и психологическая проблема [4].

Согласно определению ВОЗ, суицид – это акт самоубийства с фатальным исходом.

Особенно актуальна проблема суицидального поведения в постсоветских странах. Согласно статистическим данным, Республика Беларусь, Литва, Латвия, Россия и Украина занимают лидирующие места по количеству самоубийств на 100 тыс. человек [5, с. 30].

В Республике Беларусь самоубийство как причина смерти занимает четвертое место, и составляет 0,13 на 1000 населения (по данным за 2022 г.).  Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает 2 место. Таким образом, каждый 12-й подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Проблема своевременной диагностики и профилактики суицидального поведения становится всё более актуальной, с учетом тенденций экономического, политического и социокультурного развития общества. Современное развитие общества на данном этапе носит всё более парадоксальный характер. С одной стороны, общество автономно до такой степени, что человек становится всё меньше связан с окружающей средой, а с другой стороны, общество усиливает контроль над жизнью людей с хроническими заболеваниями и психическими расстройствами [6].

Проблема подростковых суицидов стала особенно актуальна из-за появления и широкого распространения «групп смерти» («Синий кит», «Море китов» и др.). Подростки посещают данные группы суицидальной тематики в социальных сетях, присоединяются к «сообществам смерти». Деятельность подобных групп направлена на доведение молодых людей до самоубийства, нанесения самоповреждений путем оказания на них психологического давления.

Факторы суицидального риска разнообразны, а его уровень всегда является результатом взаимодействия нескольких факторов.

К первичным факторам можно отнести психические расстройства, семейный анамнез суицидального поведения, сообщение о суицидальном намерении или импульсивности. Эти факторы имеют важное значение на индивидуальном уровне. На данную группу факторов можно воздействовать с помощью различных комплексных методов диагностики и лечения.

Вторичными факторами являются: ранняя потеря родителей, родительская и социальная депривация, безработица, финансовые и профессиональные трудности, негативные жизненные события.

Данные факторы наблюдаются во всей популяции, плохо поддаются лечению и имеют низкую прогностическую ценность в отсутствие первичных факторов.

Третичные факторы: пол (мужской), возраст (пожилой и молодой). Данные факторы не могут быть изменены и имеют прогностическую ценность только при наличии первичных и вторичных факторов.

Также существует ряд сопутствующих факторов: изоляция, потеря уверенности в себе, аддиктивное поведение, притеснения, буллинг, в том числе и в социальных сетях.

Суицидальные риски возрастают в неопределенном социально-экономическом контексте, когда становится все труднее планировать будущее.

По мнению Э. Дюркгейма, «в момент общественной дезорганизации – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. И действительно, в момент экономических бедствий мы можем наблюдать, как разразившийся кризис влечет за собой известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается отброшенным в разряд низших социальных категорий» [2].

Среди прочего, повышенный риск самоубийств наблюдается среди людей, ставших жертвами дискриминации по признаку сексуальных предпочтений.

Целью эмпирического исследования данной научной работы является диагностика суицидального риска среди студентов.

Исследование проводилось на базе учебного заведения «Белорусский государственный экономический университет», в рамках которого была сформирована выборка из 50 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Для выполнения исследования была использована методика графического теста З. Королёва «Ваши суицидальные наклонности», предназначенного для определения суицидальных наклонностей учащихся.

Результаты исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты исследования суицидального риска среди студентов

Источник: Собственная разработка

 

Согласно эмпирически полученным данным, 66% респондентов имеют незначительный суицидальный риск.

Это свидетельствует об отсутствии суицидальных мыслей и поведения, стрессоустойчивости у студентов, способности преодолевать жизненные трудности и проблемы, возможности строить доверительные отношения с окружающим миром и другими людьми. В некоторых случаях может преобладать убеждение, что суицид является преступлением по отношению к себе и близким людям.

У 26 % респондентов наблюдается средний суицидальный риск, что означает общую эмоциональную неустойчивость, чрезмерную чувствительность, душевную ранимость или нахождение в кризисной жизненной ситуации. При определенных жизненных обстоятельствах данная группа респондентов могла бы задуматься о суициде, возможно даже предприняли бы попытку. Однако, у данной группы респондентов, при наличии подсознательных мыслей о смерти и самоубийстве, присутствует ряд сдерживающих факторов: любовь к близким людям, страх боли (низкий болевой порог), определенные жизненные или религиозные убеждения, планы на будущее. Наблюдается тенденция подавления в себе суицидальных наклонностей.

Высокий суицидальный риск наблюдается у 8 % респондентов. Данный уровень суицидального риска может наблюдаться на фоне течения ряда психических расстройств: депрессии, биполярного аффективного расстройства (БАР), шизофрении, алкоголизма, наркомании, неврозов [3]. Также в данной группе респондентов возможен демонстративный суицид (шантаж возможной попыткой суицида).

Результаты исследования антисуицидальных факторов у респондентов с высоким и средним уровнем суицидального риска приведены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Антисуицидальные факторы среди респондентов с высоким и средним уровнем суицидального риска

источник: (собственная разработка)

 

Преобладающий антисуицидальный фактор – любовь к близким людям – выявлен у 41 % респондентов со средним и высоким суицидальным риском.

У 24 % респондентов сдерживающим антисуицидальным фактором являются жизненные смыслы: мечты, цели и определенные планы на будущее.

Низкий болевой порог в качестве антисуицидального фактора выявлен у 18% респондентов. Для этой группы характерны непереносимость физической боли и  боязнь физических увечий и повреждений.

Наименьшее количество респондентов (11 %) назвали главным антисуицидальным фактором моральные установки или религиозные убеждения. Для данной группы характерно внутреннее осуждение суицида, убежденность в недопустимости данного поступка.

Профилактика самоубийств среди студентов требует комплексного подхода, в котором участвуют многие заинтересованные стороны, включая педагогов, родителей, специалистов в области психического здоровья и самих студентов [7].

Основные меры по предотвращению самоубийств среди учащихся:

1. Выявление и поддержка учащихся из группы риска: внедрение методов тестирования для выявления лиц, подверженных риску самоубийства.

2. Разработка программ для учащихся, которые подверглись буллингу.

3. Организация тренингов, обучение навыкам преодоления трудностей и кризисов.

4. Организация обучения преподавательского состава распознаванию предупреждающих признаков самоубийства. Обучение должно включать ознакомление с признаками суицидального поведения, а также алгоритмом проведения индивидуальной беседы с потенциальным суицидентом [1].

5. Обеспечение доступа учащихся к консультационным услугам.

6. Организация благоприятной учебной среды.

Необходимо продвигать среди учащихся культуру сопереживания, инклюзивности и уважения друг друга, преподавателей и персонала. Также необходимо поощрять открытое общение и снижать стигматизацию в отношении проблем психического здоровья.

Педагогам для предотвращения суицидального поведения важно обращать внимание на «плохое самочувствие», изменение привычного поведения школьника или студента, снижение успеваемости, обращение учащихся за помощью, не забывая при этом, что выражаться они могут совершенно по-разному.

Молодые люди, чтобы обрести свою идентичность, дистанцируются от своих родителей и других важных взрослых. Когда связи со взрослыми становятся менее тесными, и молодые люди ищут, с кем себя идентифицировать, в результате они могут оказаться предоставлены самим себе или попасть под негативное влияние определенных людей, групп и убеждений.

Участие родителей также важно потому, что молодые люди воспринимают родителей как самых значимых людей, с которыми можно обсуждать такие важные темы, как их учеба и планы на будущее.

Для молодого человека наличие конструктивных планов и возможность их обсудить придает смысл его жизни. Молодой человек также может выбрать «значимого взрослого» из коллектива преподавателей учебного заведения при наличии кризисной ситуации в семье, потери родителя, отсутствия эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями.

Данная ситуация создает необходимость психологической работы не только с учащимися, но и с родителями, и с преподавательским составом учебных заведений.

Преподаватели должны владеть необходимой психологической подготовкой по профилактике суицидального поведения у школьников и студентов, умением правильно взаимодействовать с ними в различных кризисных ситуациях.  Когда подросток впечатлен кем-то в хорошем смысле этого слова, восхищается взрослым, тот может легко стать образцом для подражания, и человеком, который может повлиять на судьбу подростка [7].

В результате исследования было выявлено, 4 студента (8 %) имеют высокий суицидальный риск, а 13 студентов (26 %) средний суицидальный риск. Эти результаты не могут не настораживать педагогов и родителей.

В связи с этим нами были разработаны следующие рекомендации:

  1. При выявлении суицидального риска у молодежи необходимо обращение за профессиональной помощью психолога с целью индивидуальной или групповой терапии. В некоторых случаях может понадобиться помощь психиатра.
  2.  Обучение учащихся техникам самопомощи (дыхательные техники, техники релаксации).
  3. Поддержка педагогов и близких людей. Требуется постоянно наблюдать за эмоциональным состоянием человека с повышенным суицидальным риском.
  4. Проведение специалистами обучения навыкам управления эмоциями в кризисной ситуации и стрессоустойчивости.

Для группы с низким суицидальным риском (66 %) рекомендуется для поддержания психического здоровья практиковать техники, направленные на снятие стресса и эмоционального напряжения, развивать позитивное мышление и поддерживать связь с семьей и близкими людьми. Также могут быть рекомендованы профилактические консультации с психологом для обсуждения текущих проблем и жизненных трудностей.

 

Список литературы:
1. Бутрим Г.А., Колмаков А.А., Благенкова Н.П. Профилактика юношеского суицида. – Минск: «Пачатковая школа», 2012. – 343 с. 
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: cоциологический этюд / пер. с фр. с сокр. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
3. Шейдман Э. Разум самоубийцы. Почему молодые люди решают умереть. – М.: Эксмо, 2023. – 272 с. 
4. Шелехов И.Л., Каштанова Т.В., Корнетов А.Н., Толстолес Е.С. Суицидология: учеб. пособие. – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 203 с.
5. Юрьева, Л.Н., Клиническая суицидология: монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 472 с. 
6. Un point de vue sociologique sur la question du suicide [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shs.cairn.info/revue-jusqu-a-la-mort-accompagner-la-vie-2013-4-page-13?lang=fr (дата обращения: 15.10.2024).
7. Parent, Ghyslain, Rhéaume. La prévention du suicide à l'école / Presses de l'Université du Québec, 2004.