Статья:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКОЙ И ПИЛОННЫМ СПОРТОМ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Драч Т.Л. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКОЙ И ПИЛОННЫМ СПОРТОМ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКОЙ И ПИЛОННЫМ СПОРТОМ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Драч Тамара Леонидовна
аспирант, кафедра теории и методики физической культуры Львовского государственного университета физической культуры имени Ивана Боберского, тренер-хореограф Школы воздушной акробатики «Шоколад», Украина, г. Львов

 

THE INFLUENCE OF AERIAL ACROBATICS AND PYLON SPORTS ON THE HEALTH LEVEL OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

 

Tamara Drach

Post- graduate student of Department of theory and methods of physical culture Lviv State University of physical culture named after Ivan Bobersky, Coach-choreographer of the School of aerial acrobatics "Shokolad", Ukraine, Lviv

 

Аннотация. Занятия по воздушной акробатике и пилонному спорту положительно влияют не только на развитие физических качеств исполнителей, их технической, хореографической и акробатической подготовки, но и на уровень их здоровья. Для определения влияния занятий этими направлениями на физическое состояние исполнителей был проведён тест Апанасенко Г.Л. до начала педагогического эксперимента и после его окончания. В процессе проведения эксперимента у исполнителей измерили такие показатели как рост, вес, частоту сердечных сокращений, силу кисти, объем выдыхаемого исполнителем воздуха, определили индекс работоспособности. После проведения эксперимента проводили повторное тестирование, благодаря чему определили, насколько изменились показатели уровня здоровья подопечных.  К исследованию было привлечено тридцать исполнителей, из которых пятнадцать работали по экспериментальной программе, которая базировалась на комплексной программе физической и технической подготовки исполнителей по воздушной акробатике и пилонному спорту, еще пятнадцать подопечных входили в контрольную группу, где на снаряде работали дети, тренировавшихся по стандартной программе развития технических навыков. Целью нашего исследования было определить влияние занятий акробатикой и пилонным спортом на уровень здоровья исполнителей. Изменения уровня здоровья в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) были существенными в течение эксперимента. В ЭГ показатели изменились от 5,0±0,5 до 9,07±0,76, изменение показателя 4,07, изменения достоверны при p<0,001, в КГ показатели изменились с 4,13±0,62 на 6,67±0,72, разница достоверна при p<0.05. Иными словами, можно утверждать, что занятия воздушной акробатикой и пилонным спортом положительно влияет на уровень здоровья исполнителей. К тому же показатели в ЭГ группе изменились больше чем в КГ, что может рассматриваться, также как доказательство эффективности экспериментальной программы. Учащиеся младшего школьного возраста, кроме того, что приобретают технические навыки на снаряде, получили еще и хореографическую и акробатическую подготовку. В КГ показатели также улучшились, однако изменения менее существенны. 

Abstract. Classes in aerial acrobatics and pylon sports have a positive effect not only on the development of the performers' physical qualities, their technical, choreographic and acrobatic training, but also on the level of health. Apanasenko's test was conducted before the beginning of the pedagogical experiment and after its end to determine the impact of classes in these directions on the physical condition of the performers. During the experiment, the performers were measured such parameters as height, weight, heart rate, hand strength, volume of air exhaled by the performer, After conducting the experiment, repeated testing was carried out, thanks to which it was determined how much the indicators for determining the level of health of the wards had changed. 30 performers were involved in the study, 15 of whom worked according to the experimental program, which was based on a comprehensive program of physical and technical training of performers in aerial acrobatics and pole sports, another 15 wards were part of the control group, where children trained according to the standard program for the development of technical skills work on the projectile. The purpose of our study is to determine the impact of acrobatics and pole sports on the health of the wards. Changes in the level of health in experimental group (EG)  and control group (CG) occurred during the experiment. In EG the indicators changed from 5.0±0.5 to 9.07±0.76, the change in the indicator is 4.07, the changes are significant at p<0.001, in CG the indicators changed from 4.13±0.62 to  6,67±0.72, the difference is significant at p<0.05. In other words, it can be stated that aerial acrobatics and pole sports have a positive effect on the health of the performers. In addition, the indicators in the EG group changed more, which can be considered, as well as the effectiveness of the experimental program. In addition to acquiring technical skills on the projectile, elementary school students also receive choreographic and acrobatic training. In CG, indicators have also improved, but the changes are less significant.

 

Ключевые слова: пилонный спорт, воздушная акробатика, младшие школьники, уровень здоровья, тестирование Апанасенко Г. Л.

Keywords: pylon sports, aerial acrobatics, younger schoolchildren, health level, Apanasenko G.L. test.

 

Постановка проблемы. Воздушная акробатика и пилонный спорт – новые современные направления, которыми увлекается все больше исполнителей разного возраста и уровня подготовки. Тем не менее, кроме физической подготовки занятия этими направлениями влияют и на уровень здоровья исполнителей, какое именно это влияние и оказывает ли оно положительное или негативное влияние на здоровье подопечных, мы решили определить с помощью теста Апанасенко Г.Л. Для этого была внедрена экспериментальная программа, в ходе которой были сделаны предварительные измерения у детей, а через пол года занятий по экспериментальной программе были проведены повторные измерения, что позволило определить изменения уровня здоровья в экспериментальной и контрольной группе.

Анализ последних исследований и публикаций. Влияние занятий физической активностью на уровень здоровья младшего школьного возраста рассматривали такие ученые, как Балабанов О. (2022), Волков В.Л., Куценко А.В. (2017), Голенкова Ю. В., Пальчук Н. И. (2014), Деделюк Н., Пекалюк Т., Назарук А. (2021) и т.д.

Пилонный спорт и методические особенности овладения этим направлением рассмотрели в своих работах Анна Олейник «Танец на пилоне» (2017) и Iryna Kartali в книге «Pole dance fitness» (2018). Техника работы на воздушном полотне и особенности этого направления были рассмотрены в книге Steven Santos (2013).

Однако вопрос влияния занятий пилонным спортом и воздушной акробатикой на уровень здоровья исполнителей еще мало изученный современными учеными.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Воздушная акробатика на полотне и ​​пилонный спорт появились как направления относительно недавно. Увлекаются этими направлениями люди разного возраста, пола и телосложения, среди них значительную часть занимают ученики младшего школьного возраста. Поэтому важно изучить влияние таких занятий на уровень здоровья младших школьников, ведь занятия этими направлениями должны нести не только техническое совершенство исполнителей, но и положительно влиять на уровень их здоровья. 

Поэтому целью нашего исследования было определить влияние занятий воздушной акробатикой и пилонным спортом на уровень здоровья исполнителей.

В эксперименте приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, занимающихся на воздушных полотнах и ​​пилоне. Для определения уровня здоровья подопечных с ними был проведен тест Апанасенко Г.Л. перед началом педагогического эксперимента и после его окончания через полгода.

Существует достоверный и доступный метод измерения уровня здоровья метод профессора Апанасенко Г.В. Оценка в баллах, полученная этим методом, полностью коррелирует с аэробной производительностью. В биологическом и медицинском аспекте «уровень здоровья» соответствует энергопотенциалу организма. Другими словами, сколько единиц энергии в единицу времени на единицу массы тела из единицы соединения может выработать данный организм [4, с. 25].

На практике энергопотенциал напрямую можно померить несколькими доступными способами в специальных лабораториях с помощью специального оборудования и реактивов. А также косвенными методами, исследуя выносливость испытуемого на велоэргометре и т.п. Выходит примерно одинаковый (суммарный) результат максимального потребления кислорода (МПК) и порога анаэробного обмена (ПАНО) [4, с. 26].

Порог у каждого свой. Но есть общая закономерность: начиная с определенного уровня энергопроизводительности организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска. Этот уровень называется безопасным уровнем здоровья [4, с. 27].

Для вычисления уровня здоровья нужно измерить несколько показателей организма: массу тела (кг); рост (м), артериальное давление систолическое ("верхнее"), ЖЕЛ – жизненную емкость легких (мл), силу (динамометрию) кисти (кг), ЧСС – частоту сердечных сокращений (пульс), время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированного нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).

В процессе проведения тестирования для подсчета ЧСС, пульса, был использован секундомер. Было подсчитано количество ударов за 60 секунд.

Жизненная емкость легких – это максимальное количество воздуха, которое человек способен выдохнуть. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, используемых в медицине.

При физической нагрузке дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха. Инспиратор и экспираторная емкость легких могут быть увеличены путем тренировки. Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра [3, c. 39].

Для определения ручной силы (силы кисти) применяется ручной динамометр, состоящий из овальной стальной пружины, внутри которой прикреплена шкала с делениями и стрелкой, показывающей мышечную силу в килограммах. Сила рук измеряется следующим образом. Берут динамометр удобно в руку, затем вытягивают руку в сторону и сильнее сжимают динамометр. Исследования повторяют 3 раза для каждой руки в отдельности. Записывается наибольшее показание динамометра.

Мышечная сила рук зависит от роста, веса тела, окружности грудной клетки и т.д. Так как вес тела может изменяться, следует определять показатель силы сжатия кисти – относительную силу кисти. Для этого нужно цифру, показывающую силу сжатия более сильной руки, умножить на 100 и полученное число разделить на вес тела.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья реципиентов по Г.Л. Апанасенко разработана в двух модификациях: для детей школьного возраста и представителей взрослого контингента населения [3, c. 41].

Полученные в ходе первичного обследования результаты сравниваются с табличными данными (отдельно для девочек и для мальчиков), на основе чего за реальную величину каждого из указанных параметров начисляется определенное количество баллов. Оценку интегрального показателя – уровня физического здоровья (УФЗ, баллы) проводят с учетом суммарного количества полученных баллов и градацией РФЗ на следующие функциональные классы: "низкий", "ниже среднего", "средний", "выше среднего", "высокий".

При регистрации по методу Г.Л. Апанасенко уровня физического здоровья детей школьного возраста, у них производится регистрация тех же функциональных показателей, только соотношение массы и длины тела рассчитывается по специальным таблицам, а вместо времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд рассчитывается индекс их физической работоспособности по формуле Руфье-Диксона.

Основная задача такого тестирования – определить резервные возможности сердечно-сосудистой системы ребенка. Тест Руфье – тест, который проводится для измерения аэробной устойчивости к краткосрочным нагрузкам и способности сердца к восстановлению, а значит, помогает определить уровень физической подготовки ребенка.

Согласно таблицам для определения уровня здоровья для детей можно самостоятельно вычислить уровень здоровья: по каждому показателю получить балл и подытожить по всем показателям.

Кроме того, можно проанализировать низкие баллы в полученном расчете и понять, какой параметр работы организма ухудшает резервы здоровья.

После того, как были сочтены баллы, можно определить уровень здоровья ребенка по таблице соотношения полученных баллов уровня здоровья.

Безопасному уровню здоровья соответствуют 9 и более баллов (т.е. «средний» уровень здоровья и выше).

Таким образом, благодаря проведенным вычислениям для определения уровня здоровья подопечных, занимающихся воздушной акробатикой и пилонным спортом, были получены следующие результаты. До начала эксперимента, константировочного эксперимента (см. табл. 1).

Таблица 1.

Изменения  уровня здоровья в ЭГ и КГ согласно тесту Апанасенко на протяжении эксперимента, количество баллов

Учасники экспери-мента

До начала эксперимента

По окончанию эксперимента

Изменения показателей

t-критерий Стьюдента

p

ЭГ (n=15)

5,0± 0,5

9,07±0,76

4,07

4,481

p<0,001

КГ (n=15)

4,13±0,62

6,67±0,72

2,54

2,656

p<0,05

Источник: разработан автором.

 

По результатам тестирования во время константировочного эксперимента группы являются однородными, а формовочного – неоднородными. Существенных улучшений достигла ЭГ, в ней показатели изменились на 4,07, а в КГ – на 2,54. Это говорит о том, что экспериментальная программа положительно влияет на уровень здоровья исполнителей больше (см. табл. 2).

Таблица 2.

Сравнение оценок по определению уровня здоровья между ЭГ и КГ (количество баллов)

Группы

До эксп.

t

p

После эксп.

t

p

ЭГ(n=15)

5,0± 0,5

1,086

p>0,05

9,07±0,76

2,292

 

p<0,05

КГ(n=15)

4,13±0,62

6,67±0,72

Источник: разработан автором.
 

Видим существенные изменения в результатах по определению уровня здоровья как в ЭГ, так и в КГ, что говорит о положительном влиянии занятий воздушной акробатикой и пилонным спортом на уровень здоровья исполнителей.

Выводы из проведённого исследования. Изменения уровня здоровья в ЭГ и КГ произошли в течение эксперимента. В ЭГ показатели изменились от 5,0±0,5 до 9,07±0,76, изменение показателя 4,07, изменения достоверны при p<0,001, В КГ показатели изменились с 4,13±0,62 на 6, 67±0,72, разница достоверна при p<0.05. Иными словами, можно утверждать, что занятие воздушной акробатикой и пилонным спортом положительно влияет на уровень здоровья исполнителей. К тому же показатели в ЭГ группе изменились больше, что может рассматриваться, также и подтверждением эффективности экспериментальной програмы. Учащиеся младшего школьного возраста, кроме того, что приобретают технические навыки на снаряде, получают еще и хореографическую и акробатическую подготовку. В КГ показатели также улучшились, однако изменения менее существенны.

 

Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. К.: Здоров’я, 1989. 264 с.
2. Волков В. Л., Куценко О. В. Вікові особливості розвитку фізичних якостей школярів на початкових етапах навчання футболу. Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Серія 15. Науково-педагогічні проблеми фізичної культури (фізична культура і спорт). 2017.  Вип. 12 (94). С. 22–24. 
3. Голенкова Ю. В., Пальчук Н. І. Вплив засобів ритміки і хореографії на фізичну підготовленість дітей молодшого шкільного віку. Теорія та методика фізичного виховання. 2014. № 3. С. 39–43. DOI: https://doi.org/10.17309/tmfv.2014.3.1106.
4. Деделюк Н., Пекалюк Т., Назарук А. Розвиток фізичних якостей дівчат молодших класів засобами ритмічної гімнастики. Фізична культура, спорт та здоров’я людини. Секція 1. Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення. 2021. С. 25–26. 
5. Иванов В.С. Основы математической статистики:Учебное пособие для институтов физ.культ. М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
6. Олейник А. Танец на пилоне. Учебное пособие. Одеса. 2017. с.175
7. Kartali Iryna. Pole dance fitness. Meyer & Meyer Media; 1st edition. UK. 2018. 416 p.
8. Steven Santos. Simply Circus. Introduction to Rigging Lyras and Trapeze Bars. Simply Circus:Inc., 2013.