Практические аспекты современного образования, как системы социализации и совершенствования управления
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Практические аспекты современного образования, как системы социализации и совершенствования управления
Управление развитием образовательных организаций как системы приводит к необходимости перманентного уточнения единых стратегических целей, которые связаны с обеспечением социальной функции образования.
Свою задачу мы понимаем очень емко и просто: современному обществу - современное образование!
Даже самый высокопрофессиональный педагог не сможет воспитать полноценную личность с использованием только электронного обучения и вне взаимодействия всех участников образовательных отношений: детей, их родителей и других педагогов. Даже самый ответственный родитель не может справиться с функциями профессионального педагога.
Таким образом, сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих задач, определяющих характер практических преобразований управления системы образования, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности системы управления образованием от региона до муниципалитета. Сложность задачи в том, что все это происходит в условиях нарастающей неопределенности как в глобальном, так и в локальном плане [1, c.24].
В наше время задачи перед современной системой образования стоят непростые:
- раскрытие способностей каждого ученика;
- воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В целях эффективной позитивной социализации детей и подростков, с 2013 года в ситеме образовании осуществлялась реализация программы воспитательной компоненты по 11 основным направлениям, стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная в 2015 году, содержит 8 направлений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [2, c.1] с 2016 года Ямало-Ненецкий автономный округ стал активным участниками Российского движения школьников по 4 направлениям:
- военно-патриотическое;
- личностное развитие;
- гражданская активность;
- информационно - медийное.
В целях развития данного движения в образовательных организациях и организациях дополнительного образования, на территории муниципального образования город Новый Уренгой была определена пилотная площадка регионального отделения ЯНАО ООГДЮО «РДШ» – МБОУ «СШ № 8» и распределены площадки по направлениям ООГДЮО «РДШ»:
- военно-патриотическое – МБОУ «КСОШ им. Героя РФ В.И. Шарпатова»;
- личностное развитие – МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба»;
- гражданская активность – МБОУ ДО ДДТ;
- информационно – медийное направление – МБОУ «СШ № 8».
Однако данное распределение стало ошибочным, так как в каждой общеобразовательной организации реализуются все четыре направления.
В 2018 году федеральный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование» поставил перед нами задачу значительного увеличения количества обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций (с 1,8 млн. в 2018 году до 8,8 млн. в 2024 году по РФ) [3, c.6].
Рисунок. Факторы воздействия
Все эти факторы натолкнули нас на мысль о разработке концепции воспитательного пространства «Я-НОВОУРЕНГОЕЦ» как ресурса социализации подростков в муниципальном образовании город Новый Уренгой, через развитие четырех направлений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Рисунок 2. Воспитательное пространство
Концепция единого воспитательного пространства - документ, отражающий совокупность взглядов участников образовательного процесса на организацию воспитания обучающихся в условиях целостного педагогического процесса, раскрывающий сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
Концепция является основой для разработки программ воспитательной деятельности общеобразовательных организаций, планов воспитательной работы всех уровней.
На следующем этапе после разработки Концепции были назначены куратор и координатор по развитию ООГДЮО «Российское движение школьников», сформирована рабочая группа, городской актив из обучающихся и их кураторов, и разработали план работы ООГДЮО «Российское движение школьников» по 4 направлениям с участием всех образовательных организаций.
На сегодняшний день можно подвести предварительные итоги реализации Концепции. Каждое из направление раскрывает у современного школьника его личностный потенциал, его возможности и способности.
Данная концепция была представлена в мае 2020 года на очередном заседании коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа и получила положительную оценку и рекомендована для трансляции данного опыта.
Таким образом, в системе образования сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию, успешно развиваются воспитательные системы образовательных учреждений, в рамках которых широко используется сотрудничество с общественными организациями муниципального образования город Новый Уренгой, педагогов и обучающихся, выстраивается партнерство педагогов и родителей (согласно Стратегия развития Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» до 2020 года) [4, c.3] .
Такое конструктивное взаимодействие воспитывает человека – информационно просвещенного, ответственного гражданина, патриота, созидателя и творца.