Статья:

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕДИА ИНТЕГРАЦИЯ

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Садыгова А.О. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕДИА ИНТЕГРАЦИЯ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(91). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
К условиям публикации Скачать сборник
Обсуждение статей состоится 25.02.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕДИА ИНТЕГРАЦИЯ

Садыгова Афаг Октай кызы
научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Журналистика», Бакинского Государственного Университета, Азербайджан, г. Баку

 

INTERNATIONAL ECONOMY AND MEDIA INTEGRATION

 

Sadygova Afag Oktay kizi

Researcher of research laboratory "Journalism", Baku State University, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Формирование информационного общества происходит на фоне глобализации и интеграции общественно-политических, социально-экономических и гуманитарных процессов во всех развитых странах мира. Такой сложный процесс, зависящий от многих факторов, имеет существенное взаимодействие с современными средствами массовой информации. Поэтому представленная научная  статья посвящена взаимодействию современной мировой экономики и медиа системы, а также исследованию их глобального влияния друг на друга. Цель — выявить основные направления развития медиа системы, выступающей неотъемлемой частью нового общества и его экономики, а также проблемы и технологии, влияющие на нее.

Abstract. The formation of the information society occurs against the background of globalization and integration of socio-political, socio-economic and humanitarian processes in all developed countries of the world. Such a complex process, depending on many factors, has a significant interaction with modern mass media and industries. Therefore, the presented scientific article is devoted to the interaction of the modern world economy and the media system, as well as the study of their global influence on each other. The goal is to identify the main directions of development of the media system, which is an integral part of the new society and its economy, as well as the problems and technologies that affect it.

 

Ключевые слова: медиа система, интеграция, массовая информация, экономика, технология.

Keywords: media system, integration, mass media, economics, technology.

 

Процессы глобализации и интеграции, определяющие тенденции развития современного мира, базируются, наряду со многими другими факторами, на средствах массовой информации, технологиях и соответствующих инфраструктурах, обеспечивающих их создание и распространение. Газеты, журналы, книги, радио, телевидение, интернет и т. д., к которым люди имеют доступ и постоянно их используют, независимо от того, находятся ли они на работе или на отдыхе. Источники информации и средства коммуникации стали одной из ведущих и важнейших сфер современного общества.

Современная система средств массовой информации, являющаяся одной из важных сфер деятельности общества, играет особую роль в информационном обществе. Таким образом, информатизация общества характеризуется ростом роли знаний, численности занятых в информационном секторе, доли информационного сектора в валовом внутреннем продукте [6, с.81]. В этой связи средства массовой информации играют особую роль в формировании информационного общества, занимая важное место, как основной производитель информации в современном обществе.

В состав и основные компоненты современной медиа системы входят как традиционные периодические и непериодические издания, так и электронные издания, аудио - и видео услуги, предприятия, производящие радио- и телепрограммы, инфраструктура, обеспечивающая эти услуги, а также другие электронные средства, технические системы, сети и технологии, связанные с широким использованием ИКТ и интернета [3, с.124]. Поэтому можно считать, что современная медиа система и соответствующая ей медиа экономика являются важным сектором формирующегося информационного общества.

В результате воздействия ИКТ, включая интернет, средства массовой информации претерпевают трансформацию в нескольких направлениях. Первое направление — цифровизация. То есть все формы информации — текст, графика, аудио, видео — преобразуются в цифровую форму. Второе направление трансформации медиа — конвергенция, иными словами, процесс сближения технологий, средств массовой информации и медиа рынков.

Третье направление трансформации СМИ — глобализация. Основная суть процесса трансформации, происходящего в этом направлении, заключается в расширении глобальных взаимодействий в сфере СМИ, доступности любого средства массовой информации в любой точке мира [4, с.67].

Медиа экономика выступает одним из основных направлений информационной экономики, составляющей ядро ​​информационного общества. В индустриальной экономике количество производимой медиа продукции в большей степени регулируется производителем. В информационной экономике качество продукции выходит на первый план, а процесс производства регулируется потребителями. В информационном обществе пользователю необходим выбор и индивидуальный подход. Поэтому в информационной экономике основное внимание уделяется не объему и масштабу производства, а индивидуальному подходу к потребителю и качеству информационного продукта. Современные СМИ, как один из важных сегментов информационной экономики, могут достичь экономического успеха, только следуя этому принципу.

Новая экономика представляет собой этап развития постиндустриальной экономики. Различные исследователи пытались изучить этот этап экономики с разных точек зрения. В целом, хотя основы информационной  экономики были заложены Й. Шумпетером, Ф. Хайеком и Ф. Махлупом еще в прошлом веке, теория информационной экономики находится в начальной стадии своего развития [2, с.98]. Эта теория еще не полностью создана и не сформирована целостная теория, которая могла бы быть одобрена большинством экономистов.

Термин «информационная экономика» используется для выражения двух различных понятий. 1) Информационная экономика — современный этап развития цивилизации. Этот этап характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных ресурсов. 2) Информационная экономика — это теория, и ее объектом исследования является информационная экономика в ее первоначальном смысле.

Лучшее экономическое развитие заключается в приобретении соответствующих знаний посредством эффективного использования информации и ИКТ, а также в более широком применении знаний в любой сфере деятельности. Поэтому необходимо разработать соответствующую стратегию для оптимизации использования знаний. Эта стратегия должна облегчить доступ к знаниям для всех слоев населения, тем самым улучшив качество их жизни. В целом, для ускорения формирования экономики знаний необходимо провести необходимую работу по созданию и внедрению уникальной для республики инновационной модели, используя опыт передовых стран и учитывая местные особенности [5, с.178].

Важной чертой формирующейся экономики знаний является превращение нематериального ресурса — информации — в экономический и политический ресурс, ресурс, определяющий материальное благосостояние общества и граждан. Информация все больше становится потребительским товаром, а ключевые секторы экономики подключаются к ИКТ. По мере развития интернета другие общественно-политические процессы также переходят в интерактивную среду. Электронное правительство, электронная демократия, электронные выборы и т. д. Это становится новой формой взаимодействия граждан и правительства.

Сегодня в развитых странах мира формируется экономика информации и знаний. Экономика страны в XXI веке также будет экономикой, основанной на информации и знаниях. Поэтому главная цель — в ближайшие годы добиться серьезного перелома в образовании, науке, средствах массовой информации и интеллектуальной сфере в целом, а также активизировать процесс построения экономики информации и знаний.

Для формирования экономики информации и знаний необходимо создание новой экономической модели, обеспечивающей масштабное развитие информации и знаний и обеспечивающей конкурентное преимущество на мировом рынке. Многие теории подтверждают, что ИКТ являются прогрессивной движущей силой развития экономики и формирования экономических и социальных отношений в целом. Еще в 1980-х годах Э. Тоффлер назвал эти изменения третьей волной цивилизации, охарактеризовав ее как сверх индустриальное общество, основанное на новых ресурсах, новом образе жизни и новых методах производства [7, с. 19]. Это общество было основано на информации и знаниях, а его экономика была информационной экономикой.

В информационном обществе на смену модели «экономического человека» предыдущей эпохи приходит модель «креативного человека». Данная модель лежит в основе всей теории информационной экономики и берет за основу главную цель современного человека — реализацию своего творческого потенциала и развитие личностных качеств [1, с.107]. Творческий образ человека требует такого же подхода к информации. Здесь информация рассматривается как продукт высшей деятельности человека, а продукт творчества противопоставляется материальным благам. С этой точки зрения роль СМИ в формировании творческой личности неоспорима.

Характеристики и направления развития человечества исторически всегда были связаны с технологическими инновациями. Характеристики развития современной эпохи также напрямую основаны на возможностях ИКТ. Можно с уверенностью сказать, что будущее развитие человечества также будет связано с достижениями ИКТ. ИКТ являются основой информационного общества, которое ООН провозгласила идеологией тысячелетия. С этой точки зрения можно предположить, что будущие тенденции развития средств массовой информации будут напрямую связаны с темпами и направлениями развития ИКТ, а их эффективное развитие внесет существенный вклад в более качественное формирование общества.

 

Список литературы:
1. Janet Staiger, Sabine Hake, “Convergence media history.” Routledge, 2009
2. John Pavlik, Converging Media: A New Introduction to Mass Communication. Oxford UP, 2009
3. James C.Foust. “Introduction to Online Journalism”. Holcomb Hathaway Pubs, 2009
4. Ryan M. Thornburg “Producing Online News, digital skills, stronger stories”. CQ Press College, 2010
5. Энциклопедия Азербайджанской Республики. Том 1, Баку, 1976
6. Надиров А. Вопросы развития экономики независимого Азербайджана. Баку, 2001
7. Махмудов Э. Актуальные проблемы экономики Азербайджана. Баку, 2008