Статья:

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Кунниева З.А. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Кунниева Зухраула Абакаргаджиевна
доцент кафедры «Менеджмент», ДГУНХ. РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала

 

THE CONCEPT OF ETHICS AND RESPONSIBILITY IN MODERN MANAGEMENT

 

Zukhraula Kunnieva

Associate Professor of the Department Management, DGUNKH, Russia, Republic of Dagestan, Makhachkala.

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам этики и ответственности  современных менеджеров. Рассматривается комплекс этико-правовых механизмов как один из эффективных способов осуществления управленческой деятельности. Этический кодекс и ответственность менеджеров рассматриваются как «моральный навигатор» в экономике, поскольку управленческая деятельность зависит от господствующих в обществе ценностей и идеалов, их соответствия нормам морали.

Abstract. The article is devoted to the issues of ethics and responsibility of modern managers. The complex of ethical and legal mechanisms is considered as one of the most effective ways of implementing management activities. The Code of Ethics and the responsibility of managers are considered as a "moral navigator" in the economy, since managerial activity depends on the values and ideals prevailing in society, their compliance with the norms of morality.

 

Ключевые слова: предприятие; корпоративная социальная ответственность; социальная ответственность бизнеса; этика в менеджменте

 

Keywords: enterprise; corporate social responsibility; business social responsibility; ethics in management

 

Этика – это принципы, определяющие правильное поведение и его отличие от неправильного. Этика в менеджменте основана на этических нормах, т. е. системе общих ценностей и правил, соблюдение которых предприятие требует от своих сотрудников. Эти ценности являются частью ценностей, существующих в культуре предприятия. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

Этика в менеджменте затрагивает вопросы социально ответственного поведения предприятия и множество вариантов поведения управляющих и управляемых. Между первыми и вторыми складываются определенные этические отношения. Речь идет о корпоративной этике, которая предусматривает неукоснительное соблюдение законов и норм отношений предприятия с государством и средой, в которой она функционирует, т. е. приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Обеспечивая интересы предприятия, руководители не должны преступать того, что при рассмотрении со стороны воспринимается как недопустимое [1].

Этика в менеджменте соизмеряется, с одной стороны, такими экономическими показателями предприятия, как доходы, издержки производства и реализации, прибыль, а с другой – социальной ответственностью, обязательствами к другим людям, как во внутренней среде предприятия, так и внешней средой.

Опыт показывает, что по нарушению корпоративной этики на первом месте находятся руководители высшего звена управления, но эти нарушения могут быть допущены также менеджером любого уровня.

Каждое предприятие в целом заинтересована в том, чтобы нормы корпоративной этики в менеджменте не нарушались. Работа по соблюдению корпоративной этики ведется в нескольких направлениях. В первую очередь, каждое предприятие разрабатывает систему общих ценностей правил этики, которых должны придерживаться ее работники, т. е. этические нормативы. Они предполагают достижение целей предприятия в рамках определенных этических правил функционирования предприятия. Строго запрещается взяточничество, вымогательство, подарки, конфликты интересов фирмы, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, незаконные выплаты. Этические нормативы доводятся до работников при поступлении на работу. Они должны соответствовать ценностям, принятым в обществе.

Соблюдению этических норм в бизнесе способствуют отчеты о социальном влиянии предприятия на внутреннюю и внешнюю среду. Озабоченность этикой в менеджменте вынуждает предприятия проводить обучение своих работников этическому поведению[4].

В то же время деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.

Основа современной этики в менеджменте – социальный контракт (неформальное соглашение предприятия и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников со стороны предприятия, так и общество в целом).

Цель этики в менеджменте – это, прежде всего, этика ведения переговоров с партнерами, этика ведения документации, использование этических приемов конкуренции, этика в отношении персонала предприятия.

Ключевой задачей этики в менеджменте является осуществление связи и наследование прогрессивных моральных ценностей и нравственных отношений трудовой сферы общества – в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики.

Рассматривая вопрос структуры этики в менеджменте, следует отметить, что этика менеджмента действует на трех соподчиненных иерархических уровнях.

1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в «Принципах международного предприятия» – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями и  консультантами ведущих предприятий из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности предприятия (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом), модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций, повышению доверия к бизнесу, уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции, признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали), содействию свободе многосторонней торговли, уважительному отношению к окружающей среде, отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли) [2].

Особо выделяются моральные обязательства сотрудников предприятий и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

  • покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства),
  • работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства),
  • владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции),
  • поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.),
  • конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности),
  • местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие предприятий в гражданской жизни) [3].

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

2. Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики предприятия (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Речь идет об уважении частной собственности и справедливой рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро – и микроуровнях.

3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.).На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

Менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам предприятия. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 

Список литературы:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, предприятие, процесс. – М.:фирма «Гардарика», 2019.– 416с.
2. Гапонова О. С., Данилова Л. С., Чилипенок Ю. Ю. Основы менеджмента. М., – 2019.-  316 с.
3. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд. – 2017. – №6.
4. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учебное пособие / под общ вето.ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова. – М.: Издательско-торгова корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 1048с.