АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТА МАСШТАБА НА СТРУКТУРУ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТА МАСШТАБА НА СТРУКТУРУ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
THE IMPACT ANALYSIS OF SCALE EFFECT ON THE MARKET STRUCTURE OF THE COMPANIES FROM THE FOREST SECTOR OF THE ECONOMY
Leonid Sidelnikov
Student, Saint-Petersburg State Forest Technical University, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. Статья посвящена анализу использования стратегии эффекта масштаба для изменения структуры отраслевого рынка на примере предприятия лесного сектора экономики. Автор рассматривает результат применения такой стратегии в деятельности лесопромышленного холдинга для входа на рынок с новыми для него продуктами. В статье делается акцент на причины, позволившими ему осуществить данную стратегию и полученный результат.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the use of the strategy of economies of scale to change the structure of the sectoral market on the example of an enterprise of the forest sector of the economy. The author considers the result of applying such a strategy in the activities of the timber industry holding to enter the market with new products for it. The article focuses on the reasons that allowed him to implement this strategy and the result obtained.
Современные экономические условия в нашей стране требуют решения возникающих проблем адаптации как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей к изменяющимся реалиям. Проблемы импортозамещения, стремление не допустить дефицита и насыщение рынка качественными товарами, необходимыми покупателям в достаточном объеме, толкают экономистов к поиску оптимальных решений. Для этого теория отраслевых рынков предлагает различные инструменты и методы, позволяющие фирмам оставаться конкурентноспособными и востребованными на рынке.
Рассмотрим использование одного из таких инструментов или явлений как эффект масштаба, который является экономическим эффектом, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении его объемов. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов достигает максимума, а вслед за этим снова начинает снижаться. Масштаб производства становится экономическим ресурсом.
Эффект масштаба выражается в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки могут достигать минимума при огромном большом размере выпуска продукции, удовлетворяющих рыночный спрос. С точки зрения экономии затрат в них целесообразно существование одного крупного предприятия. Это отрасли естественной монополии. К ним могут относиться, например, предприятия газо-, электро- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.
Эффект масштаба - (англ. returns to scale) - в теории производственной функции является соотношением между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Например - экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции, значит, соотношение затрат и выпуска увеличивается. Здесь показывает воздействие крупных единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности использования автоматизации производств, процессов и иных факторов, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска – он же положительный эффект масштаба (экономия на расширении производства).
Когда за определенный промежуток времени производится все больше и больше единиц продукции, процентное увеличение общих затрат становится меньше процентного увеличения общих единиц продукции. Но только до определенного предела. Существует верхний предел производства, за которым преимущества крупномасштабного производства начинают снижаться (так называемый отрицательный эффект масштаба).[1]
Для крупного производства характерен ряд преимуществ:
- выпуск большого объема продукции
- применения достижений научно-технического прогресса
- обеспечение определенной власти на рынке
- экономия трудозатрат
Положительный эффект масштаба возможен по ряду причин:
- крупное массовое производство решает применить огромную специализацию ресурсов и разделение труда;
- крупные предприятия могут иметь все шансы использование больше современной технологии и дорогостоящей автоматизации производства, труднодоступной небольшим предприятиям;
- осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;
- эффект связан с технологической специфичностью отдельных видов производства.
Рассмотрим для примера деятельность лесопромышленного холдинга Алтайского края "Алтайлес", использовавшего данную стратегию в своей деятельности. Насколько это крупное и влиятельное предприятие на рынке можно судить, например, по тому, что большая часть налоговых платежей всей лесной отрасли Алтайского края поступает в бюджет именно от него (свыше 70 %) За время своего существования холдинг сумел добиться эффективности намного превышающей своих конкурентов.
Холдинг появился в 2007 году после принятия нового Лесного кодекса, когда частный бизнес получил возможность принимать участие в охране, восстановлении лесов и заготовке древесины. Это сразу изменило отрасль и условия работы в ней. 32 алтайских предприятия решили объединиться в холдинг. У каждой группы выделили специализацию, что повысило качество выпускаемых пиломатериалов. Появилась возможность привлекать инвестиции и закупать новое лесопильное оборудование. в результате сразу открылось 2 деревообрабатывающих комбината, которые до сих пор входят в десятку лучших в России. "Два ЛДК работают эффективнее, чем множество предприятий. Здесь мы получаем лучший продукт по соотношению цена-качество. Также эти проекты дали нам возможность заходить в новые ниши, выпускать новые виды продуктов"- сообщает генеральный директор холдинга в интервью 2017 года. [2]
Успешная деятельности холдинга, накопленные ресурсы, позволили с помощью эффекта масштаба войти в новый для них развивающийся рынок производства древесно-стружечных плит. Данный рынок к тому времени уже сформировался, так что вход на его был непрост, при этом у предприятий стояла задача использования отходов лесозаготовки и низкосортной древесины, не идущих в производство пиломатериалов. Для вхождения на рынок с конкурентными преимуществами низкой цены и качественной продукции сразу большого объема в 2017–2018 годах был построен Деревообрабатывающий комбинат в городе Павловск, выпускающий ежегодно свыше 250 тыс. кубометров шлифованной древесно-волокнистой плиты средней и высокой плотности (МДФ и ХДФ). Эти плиты вдвое плотнее ДСП и используются в мебельном производстве и отделке помещений. Инвестиции в ДОК составили 6 миллиардов рублей, компания закупила 400 фур нового оборудования. Результатом стало изменение соотношения проектного выпуска продукции холдинга-50 процентов стал занимать Павловский ДОК и акцент в развитии стал делаться на него.
Концентрация резервов холдинга позволила реализовать крупный проект, создать такие перерабатывающие мощности и выработать стратегию на годы вперед. Время показало, что стратегия эффекта масштаба была выбрана правильно. В итоге выгоду получили все-государство- в регионе в лесное хозяйство вкладываются значительные средства, развивается лесная охрана, строятся пожарно-химические станции, предприятие имеет возможность развиваться, проводить научные исследования по борьбе с вредителями, предотвращению лесных пожаров, развитию лесовосстановления, привлекать специалистов высокого уровня, повышать зарплату персоналу (средняя заработная плата за 2021 год составила 116000 рублей).[3] Очевидна и выгода покупателей они получают высококачественный продукт по умеренной цене.
Таким образом, применение правильной стратегии для выхода на рынок и закрепления на нем той или иной продукции позволяет фирме поддерживать оптимальное состояние достаточно долго до наступления некоторых ограничений, когда затраты начинают все-таки, расти. Обычным пределом низкой стоимости единицы товара является насыщение регионального рынка, в результате чего товары приходится доставлять на неэкономичные расстояния. Другие ограничения включают, например, менее эффективное использование энергоресурсов или наиболее высокий уровень появляющихся дефектов. Поэтому стратегия эффекта масштаба успешна применима с определенными ограничениями.