Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России
Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Землеустройство, рекреация и туризм
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России
Current state and prospects of development of tourism industry in Russia
Denis Kalimullin
candidate of economic sciences, associate professor, Samara state economic University, Russia, Samara
Alisa Tishakova
undergraduate, Strategic financial management, Samara state economic University, Russia, Samara
Аннотация. Данная статья дает представление о современном состоянии туристической отрасли в России и ее месте в экономике страны. В статье показаны основные тенденции и выявлены проблемы развития выездного, въездного и внутреннего туризма на основе официальных статистических данных. Исследованы направления и перспективы развития внутреннего и въездного туризма, государственная политика в этой сфере.
Abstract. This article considers the current state of the tourism industry in Russia and its place in the economy of the country. The article shows the main tendencies and problems of development of outbound, inbound and domestic tourism on the basis of official statistical data. Trends and prospects of development of domestic and inbound tourism, the state policy in this sphere are researched.
Ключевые слова. туризм; внутренний туризм; выездной туризм; въездной туризм; состояние туристической отрасли; перспективы развития туризма.
Keywords. tourism; domestic tourism; outbound tourism; inbound tourism; the tourism industry; prospects of development of tourism.
В настоящее время туризм как отрасль непроизводственной сферы оказывает серьезное воздействие на развитие экономики России и мирового хозяйства в целом. Вторая половина двадцатого и начало двадцать первого веков характеризуется особым скачком в развитии техники, технологий, общественных отношений, в связи с чем приоритетное направление получила сфера услуг, к которой относится и туристский бизнес.
Туризм занимает лидирующее место в международных внешнеэкономических связях и укрепил своё влияние на формирование валового внутреннего продукта. Анализ туристического потока показал, что в 2016 году Францию посетило свыше 80 млн. туристов, США – 60 млн., Китай – 55 млн. В то время как в России за этот период побывало всего около 2,5 млн. человек. При этом по данным на 2017 год доля туризма в ВВП России составляет 3,4% [5]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, как повышение привлекательности нашей страны для туристов и создание соответствующей инфраструктуры повлияет на ВВП, если Россия приблизится к показателям одной из ведущих по туристическому потоку стран.
Рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег над их поступлением в национальную экономику страны. Согласно показателям, полученным Федеральной службой государственной статистики, число выездных туристских поездок из России за первые 6 месяцев 2017 года выросло на 29% до 17,1 млн. с 13,3 млн. за тот же период 2016 года. Общее число выездных туристских зарубежных поездок из России составило 31,7 млн. в 2016 году [5]. В список десяти наиболее посещаемых россиянами стран входят Абхазия, Турция, Финляндия, Казахстан, Украина, Китай, Эстония, Польша, Таиланд, Германия.
Так что же мешает развитию туристского бизнеса в России? Если говорить о выездном туризме, то в настоящее время это, прежде всего сокращение уровня доходов населения. По данным Росстата, в 2016 году реальные доходы у россиян сократились в среднем на 5,5% в сравнении с 2015 годом [5]. Это негативная тенденция, если учесть, что рост реальных доходов россиян эксперты в последний раз зафиксировали только в 2013 году.
С точки зрения других экономических факторов, препятствующих росту бизнеса в сфере туристического бизнеса, необходимо отметить нестабильность курсов валют. Резкое падение курса рубля по отношению к доллару в период 2014-2016 годов существенно повлияло на покупательскую способность граждан РФ. Согласно суммарным оценкам турагентств, сложившаяся ситуация многих, планирующих отпуск, заставила остаться дома, а не переориентироваться на внутренний туризм. Также большое влияние оказывает и сегодняшняя политическая обстановка, сложившаяся вокруг России. Отношения нашего государства с Украиной, трудности, связанные с путешествиями в Турцию и Египет, ограничения, введенные США в части предоставления неиммиграционных виз, совместные санкционные списки Европейского союза и США, законодательно запрещающими выезд для ряда категорий граждан из РФ – все это оказало существенное влияние на снижение туристического потока из России. Не маловажную роль играет и низкий уровень правовой защиты русского туриста за границей. А также участились задержания россиян по запросу третьих стран с последующей их экстрадицией (в частности, США). Не редки случаи, когда граждане России, оказавшись в сложной ситуации во время отдыха в другом государстве, не получают должной правовой поддержки принимающей стороны и дипломатического корпуса РФ.
Проанализировав статистику въездного туризма в Россию за 2017 год, можно сделать вывод о том, что за этот период не произошло отличительного роста количества иностранных туристов, за исключением туристов из стран Юго-Восточной Азии. Лидирующие позиции заняли такие страны как Китай, Япония и Южная Корея благодаря интересу к круизным турам во Владивосток (Приморье), а также Ульяновскую область, которая в июне 2017 года представила Красный маршрут в КНР. Число въездных туристических поездок в Россию за 3 месяца 2017 года снизилось на 2.5% до 4.4 млн. с 4.5 млн. за тот же период 2016 года по данным Росстата. В 2016 году общее число въездных туристских поездок иностранцев в Россию составило 24.5 миллиона [5]. По-прежнему, наиболее часто выбирающими Россию для посещения странами остаются Украина, Казахстан, Финляндия.
Повышая привлекательность России для увеличения въездного туристического потока, государству необходимо обратить внимание на такую проблему, как излишняя бюрократизация визового процесса. Получение визы РФ достаточно трудоемкий и затратный процесс. При этом туристическая виза дается на весьма ограниченный период времени (всего 30 дней). Срок рассмотрения заявок сильно зависит от места обращения и может варьироваться от 1 до 3 недель.
Слабый уровень структур в области туристической логистики также препятствует интенсивному развитию туристского бизнеса в нашей стране. Многие туристические объекты находятся под руководством разных ведомств, что не позволяет связать их в единую логистическую цепь, обеспечить информационно-рекламную поддержку и организовать доступ туристам. Кроме того, приезжающие туристы отмечают низкий уровень обслуживания и комфортного пребывания.
Нельзя не отметить, что практическое отсутствие инфраструктуры для туристов за пределами признанных для нашей страны туристических центров (Москва, Санкт-Петербург.) является серьезной проблемой для России. Региональные центры и рады бы принимать туристов, но не имеют для этого возможностей, зато характеризуются сложностями с размещением, отсутствием профессионального сервиса, неудовлетворительного качества дорог. И даже для тех российских регионов, которые стремятся к совершенствованию своего образа для туристов, не хватает государственной поддержки. В связи с этим, утвержденная государством «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 года» предполагает реализацию мер поддержки зон приоритетного развития туризма (Крым, г. Сочи, Северный Кавказ, Дальний Восток, Арктика, озеро Байкал, Алтайский край, Поволжье и др.) [3].
Следует подчеркнуть также отсутствие лоббизма и развития бренда «Россия – Туристическая» за пределами РФ. К сожалению, правительство нашей страны озаботилось продвижением туристической привлекательности России не так давно, при этом толчком к этому послужило предстоящее проведение в нашей стране крупных спортивных соревнований (Универсиада 2013г. в г.Казань, Олимпиада 2014г. в г.Сочи и Чемпионат мира по футболу в 2018г.).
Проблемы, касающиеся въездного туризма, характерны и для внутреннего туризма, развивающегося в России. Внутренний рынок фактически стагнировал все годы вплоть до 2013 года – рост не превышал 2–3% в год, а дальше произошел резкий рывок на фоне ослабления рубля и падения выезда. По оценкам специалистов, к концу 2017 года показатели внутреннего рынка стабилизируются и составят 1–3% от 2016 года, который был прогрессивным для внутреннего туризма в России [6].
Среди основных проблем развития внутреннего туризма также можно отметить слабый уровень туристической структуры логистики, острую необходимость строительства новых гостиничных центров, а вместе с ними и соответствующей инфраструктуры, недостаточную компетентность кадров, занятых в сфере услуг.
Особо следует выделить отсутствие эффективной рекламы образа внутренних курортов России, а также необоснованное завышение цен на фоне снижающихся доходов населения. Ввиду отсутствия должного государственного регулирования, контроля и сложившейся культуры ведения туристического бизнеса вопрос ценообразования на услуги в области внутреннего туризма в подавляющем большинстве случаев зависит от владельцев турпродукта. В 2017 году отчетливо виден рост спроса на наиболее бюджетные варианты организованных туров к российским курортам – на базе автобусной либо железнодорожной перевозки. Крым остается наиболее бюджетным вариантом отдыха, но это касается в первую очередь тех туристов, которые готовы пожертвовать комфортом в пользу более экономичного вида отдыха. По отзывам туроператоров, в целом в этом году крымские отельеры значительно подняли цены на размещение в гостиницах полуострова – в среднем на 30% [2].
Серьезность всех приведенных проблем в туриндустрии России не стоит преуменьшать, и в настоящее время это ощущается довольно остро. Однако сложившаяся ситуация вокруг туристической отрасли подтолкнула государство и бизнес-среду к поиску новых решений по развитию привлекательности нашей страны как для россиян, так и для иностранных туристов. Поэтому стоит отметить, положительные шаги в этой сфере.
Многие аналитики прогнозируют в своих отчетах рост экономики и потребительской активности в России. Эксперты сделали подобные выводы на фоне укрепления цен на нефть, снизившейся до сравнительно небольшого уровня инфляции и устойчивой ликвидности банков. Все это дает право предвидеть снижение банковских ставок, что поспособствует росту инвестиций в бизнес, в том числе, туристический.
Относительно не дешевая на рынке туристических предложений Франция за январь и февраль 2017 года показала 25% роста туристов из России, рост бронирования авиабилетов на три месяца вперед – 32,9% [6]. Стоит отметить, существенный рост туристического потока из нашей страны во Францию, который связан с тем, что генеральное консульство Франции увеличило количество выдаваемых виз гражданам России на 80% по сравнению с тем же периодом 2016 года. В сложившейся ситуации именно страны Европейского Союза сгенерируют у себя если не основной поток выездного туризма, то его стоимостный рост.
Также стоит отметить все возрастающее внимание со стороны федеральных властей к туристической сфере российского бизнеса и наличие принимаемых мер по развитию этой сферы экономики. Одним из главных шагов государства стала принятая федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», основной целью которой является выведение на новый конкурентный уровень туристического рынка. Данная программа позволит создать туристические кластеры в 25 субъектах страны. В соответствии с ней региональные власти на местах должны предоставить территории со всеми коммуникациями под строительство гостиниц, ресторанов, обустройства кемпинговых стоянок и зон для активного отдыха. Общая сумма финансирования достигнет 332 млрд. рублей [4]. Также реализация этой программы позволит развить малый и средний бизнес, повысить занятость населения за счет создания рабочих мест и предоставит много других возможностей для развития региона и, как следствие, страны в целом. Стоит отметить результаты, которые уже показала программа, а именно, число россиян, путешествующих по своей стране, растет в среднем на 10% ежегодно.
Немаловажным фактом в сфере развития въездного туризма в России является вопрос либерализации визового режима, в рамках которого наша страна идет на беспрецедентные меры. Уже стало привычным объявления безвизового режима для владельцев билетов на крупные спортивные мероприятия, проводимые в нашей стране (Олимпиада в Сочи, Кубок Конфедерации по футболу и предстоящий Чемпионат мира по футболу.). Теперь ограниченным 72-часовым безвизовым режимом смогут пользоваться пассажиры международных авиалиний, прибывающих на воздушных судах в аэропорты Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
Необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация объявила безвизовый режим с 28 государствами, граждане которых могут посещать Россию без оформления виз. Самым огромным источником туристов в мире заслуженно является Китай. Для привлечения туристов именно этой страны в феврале 2000 года Россия и Китай подписали соглашение о безвизовых групповых туристических поездах, которое позволило постоянно увеличивать число посещающих Россию китайских туристов [1].
Сегодня Правительство России стало уделять достаточное внимание презентациям своих туристических ресурсов, призванных привлечь внимание и повысить привлекательность отдыха в нашей стране среди граждан других стран, ярким примером чего стала реализация Национального года туризма России в Китае. Эти меры по привлечению иностранных результатов дали свои результаты – в последние годы наблюдается продолжительный рост числа посетивших Россию иностранных туристов
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Россия имеет огромный потенциал стать еще одним уникальным центром туризма на мировой арене. Знаменитые достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сочи, а также городов Уральского, Дальневосточного регионов и побережья Волги привлекают все больше иностранных туристов. Перспективы развития различных видов активного туризма – горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велосипедного, экстремального – очень широки на территории нашей страны. Однако максимально эффективное использование имеющихся у России ресурсов в сфере туризма станет возможным, если государство останется приверженцем взятого курса и продолжит перенимать опыт туристически развитых стран, адаптируя его и реализуя собственные инновационные решения. Это позволит приблизиться к значению доли туристической отрасли в ВВП к показателю ведущих европейских стран –10%.
Кроме того, не стоит забывать, что россияне – действительно желанные туристы в других странах, а зачастую являются основными потребителями туристского продукта иностранных государств. Таким образом, при нормализации политической обстановки и принятии мер по повышению безопасности другими странами, уровень конкуренции на международном туристическом рынке существенно возрастет, и Россия будет вынуждена вступить в конкурентную борьбу за туристов, и уже не только въездного, но и внутреннего направления.